Целостность человека как педагогическая категория
Проблема целостного изучения человека издавна привлекала внимание ученых. На современном этапе развития науки феномен целостности стал самостоятельным объектом исследования в теории систем. Эволюция любой системы связана с ее движением к максимальной устойчивости и стабильности по отношению к неблагоприятным внешним и внутренним воздействиям. Эта стабильность и обеспечивается такой фундаментальной характеристикой системы, как целостность — достигнутое согласие между элементами и единение с внешним миром.
Человек стремится к гармонии с окружающей действительностью. Если его связь со средой нестабильна, он воспринимает окружающий мир как враждебный, неуправляемый. С другой стороны, целостность означает гармонию человека с самим собой, которая возникает при совпадении потребностей, устремлений индивида с запросами окружающей среды. Отсутствие такого совпадения неизбежно отражается на психосоматическом самочувствии человека, порождая состояние недовольства социумом, чувство отчужденности от продуктов своей деятельности, остановку личностного роста.
Духовность можно рассматривать как системообразующий элемент человеческой целостности. Она является связкой индивидуального и социального, дискретного и непрерывного. В.И.Филатов рассматривает духовность как онтологическое основание целостности, потому что через нее происходит восстановление конструктивной связи человека с бытием [1, с. 45]. Диалог с природой, социумом, построенный на этике ненасилия, творчестве и любви, создает чувство причастности человека миру.
Духовность помогает соединить личностные смыслы с общественными, объективное и субъективное, приближая результат деятельности человека к категории высокого и гениального. В такие мгновения человек испытывает вершинные переживания внутренней гармонии и слияния с миром, тождественности миру, которое Э.Фромм называет специфически человеческим чувством, чуждым животным и не обслуживающим функцию их выживания.
Достижение такой полноты человеческого бытия, резонанса с природными и социальными процессами, во многом зависит от того, насколько человек осознает себя творцом своей духовности, стремится к самосовершенствованию. Подобно тому, как система стремится и эволюционирует к идеальному состоянию, человек способен к самостроительству, авторству своего развития, которое он подчиняет выбранной цели. Поэтому в восстановлении целостности человека субъектность играет роль катализатора, неотъемлемого механизма самоорганизации его жизненного пространства и духовного мира.
Если субъектность и духовность человека имманентны его природе, то, вероятно, их становление подчиняется определенным психическим законам, выработанным в истории антропогенеза. Образование — важнейший вид духовной практики, транслирующей механизмы самоорганизации человека как целостности. От того, насколько согласуется образовательный процесс с законами становления человеческой целостности, т.е. насколько он природосообразен, зависят реализация видовой сущности индивида, его укоренение в мире, счастье быть человеком.
Современная наука лишь приближается к исследованию психических закономерностей развития человека как целостности, но уже сегодня известно, что субъектность и духовность человека, вытекающие из них способность выстраивать конструктивные связи с миром и внутренняя гармония зависят не только от развития эмоциональной, интеллектуальной, мотивационной и других сфер личности, но и от степени их интеграции, функциональной взаимодополнительности по отношению друг к другу. ............