Часть полного текста документа:ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ПРАКТИКЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБМЕНА Введение Мировая практика международного технологического обмена свидетельствует, что вопрос адекватной цены - наиболее сложен, как в практическом, так и в теоретическом плане. Ведущие западные и российские специалисты единодушны в отрицании возможности создания стандартной методики расчета цены передаваемого научно-технического результата. В докладе ЮНИДО, подготовленном на эту тему в 1989г, подчеркивается: "Не существует стандартной методики определения цены на технологию, но есть значительное количество рецептов, которые специалисты в области передачи технологий могут предложить Вам". Следует иметь в виду, что эти рецепты также "не обладают математической определенностью научного анализа. Каждый из них относится больше к искусству, чем к науке". Примечательно, что эти рецепты варьируются от монопольного ценообразования до оценки затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Монопольное ценообразование Рассмотрим первую ситуацию - расчет цены с позиций монопольного ценообразования. Логика этого подхода состоит в том, что владелец научно-технического знания, имеющего правовую охрану, выступая монополистом на рынке, может продавать свой товар по той цене, которую он сочтет приемлемой. Безусловно, это теоретизированная модель. В реальной ситуации на цену будут воздействовать различные рыночные факторы, которые определят рыночную, а не монопольную цену технологии. Американский специалист в области передачи технологий Контрактор справедливо замечает, что технология стоит столько, за сколько удалось ее продать, не больше и не меньше, тем самым подчеркивая, что реально на цену воздействует только спрос и предложение на рынке. Такой подход к расчету цен на передаваемые научно-технические результаты и патентные права наиболее часто используется на практике, особенно при заключении лицензионных соглашений. Он основан на определении размера роялти. В основе этого метода лежит реальная прибыль, получаемая лицензиатом (покупателем) при коммерциализации продукции по лицензии. Логика состоит в том, что покупатель технологии, получая реальную прибыль от использования переданной ему лицензиаром технологии и прав, должен поделиться с последним определенной долей полученной прибыли. Кстати, интересно и само происхождение слово "роялти". Этот термин использовался в прошлом для обозначения доли короля в продукции шахт, которым он предоставлял концессию. Существенны в данном контексте два вопроса: - во-первых, о ставке роялти (т.е. о размере доли, на которую может претендовать лицензиар). В специальной литературе встречаются различные цифры, которые варьируются от 10 до 35 % и в среднем составляют 20-25 % от дополнительной прибыли лицензиата. Эту величину часто называют справедливым размером роялти; - во-вторых, о базе для определения размера роялти. В качестве базы помимо прибыли, которая обычно используется только при передаче технологий в рамках родственных компаний, могут выступать дополнительная прибыль, объем продаж, себестоимость, "продажная цена продукции" (ставка роялти в этом случае находится в диапазоне от 0,5 до 14 %). Затратный метод ценообразования Другая ситуация прямо противоположна первой. ............ |