РЕФЕРАТ
по курсу «Основы экономики»
по теме: «Ценовая политика предприятия»
1. Цена, ценообразующие факторы
Цена - это количество денег (или других товаров, услуг), уплачиваемое за единицу товара. Купля-продажа есть признание обществом его общественной ценности. Цена выступает главным ориентиром поведения предприятия на рынке, от нее непосредственно зависит, какие издержки будут возмещены в процессе реализации товаров, какие нет, каковы будут доходы предпринимателей, в какие отрасли будут направлены капиталы и т.д.
Успех деятельности предприятий определяют следующие составляющие: объективная ценовая стратегия, разумная ценовая тактика, правильная методика ценообразования. Развитие рыночной экономики означает переход к принципиально иной модели установления цен, что сопряжено с необходимостью учитывать сложный комплекс ценообразующих факторов, отражающих интересы соответствующих субъектов хозяйствования.
Дадим краткую характеристику наиболее существенных ценовых факторов.
Механизмы спроса и предложения изучались ранее, отметим лишь, что на рынке действует ряд неценовых факторов, приводящих к смещению кривых спроса и предложения. На спрос оказывает влияние количество покупателей, их доходы, мода, вкусы потребителей, изменение цен на сопряженные товары, прогнозы, ожидания покупателей и т.д. На предложение, в свою очередь, влияют изменения издержек производства, цен на ресурсы, налогов, число продавцов на рынке, уровень цен на сопряженные товары, инфляционные ожидания и другие прогнозы продавцов.
Под воздействием этих факторов происходит изменение в спросе товаров, их предложении, что приводит к изменению кривой спроса и предложения, вызывающего, в свою очередь, изменение цен. Практика знает много случаев, когда «инициатором» нарушения равновесия выступает как спрос, так и предложение.
Таким образом, для конкурентного рынка характерны свободные рыночные цены. Они несут на себе отпечаток интересов продавцов и покупателей.
Следующим фактором цены является показатель эластичности, характеризующий чувствительность потребителей к изменению цены. Его знание дает маркетинговым службам важную информацию для оценки ценовой политики фирмы.
Цена непосредственно зависит от характера рынка. Рассмотренный механизм ценообразования относится к условиям совершенной конкуренции. Однако для российской экономики наиболее приемлемым аналогом является модель монополистической конкуренции с большим числом крупных предприятий.
Жестко устанавливая объем выпуска и продаж, диктуя цены товаров, поведение производителя не согласуется со стремлением к наращиванию производства. При ограничении его объема он способен получить желаемую прибыль за счет высоких цен. Данное обстоятельство в существенной мере проявляет себя в условиях современного кризиса российской экономики, являясь одной из весомых причин се спада.
Следующим важным фактором, который необходимо учитывать предприятиям, является государственное регулирование цен.
Методы государственного регулирования цен можно разделить на прямые и косвенные.
Прямые методы:
Фиксирование цен.
Замораживание.
Установление предельного уровня цен.
Таксация (правительство само устанавливает и изменяет цены, исходя из рыночной ситуации).
Экономические факторы, влияющие на уровень цен:
- факторы роста цен:
Рост производства
НТП
Рост производительности труда
Снижение издержек
Конкуренция
Снижение налогов
Развитие прямых связей
- факторы снижения цен
Спад производства
Монополизм предприятий
Увеличение массы денег в обращении
Увеличение заработной платы
Нестабильность экономической ситуации
Низкая эффективность использования капитала
Ажиотажный спрос
Косвенные методы:
Эмиссионная политика.
Фискальная политика (налоги, дотации).
Госзаказы.
Нормирование затрат, включаемых в цену, и манипулирование их уровнем (амортизационная политика и т.д.).
На решения по установлению цен влияют также участники каналов товародвижения, стремящиеся к увеличению объема реализации и прибыли, установлению большего контроля над ценами, а также множество других факторов, экономических, психологических, социальных.
Исследования свидетельствуют, что в целом цены, их динамика находятся под влиянием непосредственных изменений в процессе производства, НТП, роста производительности труда, сокращения издержек производства. ............