А.А. Федулин, доктор исторических наук, профессор, ФГОУВПО РГУТиС
А.В. Колгушкина, кандидат экономических наук, доцент, ФГОУВПО РГУТиС
Ценовая политика вуза является одним из важных аспектов его существования и дальнейшего развития. Стоимость обучения — значимый фактор при принятии потребительских решений на рынке образовательных услуг, поэтому ценообразование — неотъемлемый элемент общей конкурентной стратегии вуза.
Весьма актуальной представляется проблема разработки комплекса принципов ценообразования на образовательные услуги. Ценообразование в сфере образования базируется на накопленном опыте установления цены на товары и услуги. В настоящее время вузами в той или иной степени используются все основные методы ценообразования: затратные; ориентированные на ценность образовательного продукта; ориентированные на конкурентов.
Наиболее простыми методами ценообразования на образовательные услуги являются затратные, которые основываются на расчете себестоимости образовательной услуги, увеличенной на запланированную норму прибыли. При этом себестоимость может включать в себя: фактические затраты; плановые затраты; затраты, определяемые нормами и нормативами. Привлекательность этого метода ценообразования обусловлена целым рядом причин [2].
Затратное ценообразование опирается на доступные данные. Всю информацию, необходимую для установления цен, можно получить внутри вуза на основе бухгалтерской отчетности, не требуются специально организованные маркетинговые исследования рынка образовательных услуг. Данный метод ценообразования выравнивает цены на рынке образовательных услуг. Затратный способ упрощает договорные взаимоотношения вуза с юридическими и физическими лицами, т.к. в конфликтных ситуациях, связанных с ценой образовательных услуг, позволяет легко доказать ее обоснованность.
Однако затратный метод имеет целый ряд сложностей и ограничений.
1. При установлении цены в соответствии с этим методом в расчет не принимается сложившийся уровень спроса на предлагаемую образовательную услугу. В связи с этим вузы не могут вести гибкую ценовую политику, учитывающую складывающуюся конъюнктуру рынка.
2. При применении данного метода ценообразования возникают трудности расчетного характера, связанные с оценкой себестоимости образовательной услуги.
3. При затратном способе ценообразования игнорируется влияние цен конкурентов на спрос.
4. Достаточно сложным является решение вопроса о размере планируемой нормы прибыли.
5. Исчисленная затратным способом цена не отражает меры полезности образовательного продукта для потребителя.
Принципиально иной подход по сравнению с затратным способом ценообразования лежит в основе метода «ощущаемой ценности». Базой для определения цены в этом случае является оценка интегральной полезности услуги, которая производится потенциальным потребителем. Ключевым фактором установления цены является восприятие потребителем ценности услуги, а не издержек. Установление цены в этом случае основывается на выявлении потребностей и проведении оценок соотношения между ценой и ценностью образовательного продукта, которая во многом определяется имиджем вуза, его местоположением и т.д. ............