План
1. Общая характеристика церковного зодчества Брянщины
2. Карачев
3. Брянск
4. Свенский моностырь
5. Почеп
6. Мглин
7. Новозыбков
1. Общая характеристика церковного зодчества Брянщины
Земля Брянская, ее города, крепости и населенные места упоминаются в древнейших русских летописях. Многие важные события русской истории, а также поэтические легенды и сказания связаны с этой землей. Здесь сохранились замечательные памятники искусства и архитектуры, в том числе творения таких знаменитых зодчих, как Кваренги и Деламот, живописные произведения Боровиковского и Кипренского, некогда украшавшие храмы. В той или иной степени сохранности дошли до нас комплексы великолепных старинных усадеб с разросшимися, а порою и совсем превратившимися в леса парками.
О жизни наших древних предков повествуют многочисленные курганы и городища, которых на Брянских землях очень много. Некоторые из них вскрыты и изучены археологами, а большинство еще ждут своих исследователей. Эти создания рук человеческих вызывают чувство уважения и удивления созидательной силой древних, которые в давние времена с помощью простейших орудий могли создавать столь внушительные сооружения. Издавна развито здесь народное искусство — вышивка и ткачество, керамика, резьба по дереву, металлопластика; в этих творениях своеобразно переплетаются черты русского, украинского и белорусского искусства, что вполне объяснимо: Брянская область территориально граничит с этими братскими республиками и исторически тесно связана с ними.
2. Карачев
Известно, что еще в XVI веке в Карачеве, в пригородной слободе Бережках, существовал монастырь — Тихонова Воскресенская мужская пустынь. Предание гласит, что в это время, а возможно позже, иеромонах Тихон "подвизался" на столпе, возвышавшемся над цер- ковью монастыря, то есть вел образ жизни аскета в посте и молитве, изнуряя свое тело самым чудовищным образом (наподобие отца Пафнутая в очаровательной повести Анатоля Франса "Таис", проводившего время таким же образом на одиноко стоявшей колонне в Нильской пустыне). Признаться, нашему современнику трудно представить подобного рода времяпрепровождение на столпе... Сказания о "столпниках", скорее всего, похожи на легенды. Как бы там ни было, но примечательно вот что: согласно карачевскому преданию, русский монах Тихон свои молитвы на таком столпе сочетал с несением определенной и весьма необходимой по тому времени службы: под рукой Тихона на "столпе" находился вестовой колокол, в который он и бил в случае появления татар и тем самым предупреждал горожан о приближавшейся опасности. Духовные нужды вполне сочетались с минскими заботами того беспокойного времени... От местных старожилов и сейчас можно услышать похожие на красивую легенду рассказы о деяниях этого иеромонаха. Воскресенская церковь бывшей Тихоновой пустыни сохранилась до наших дней. И на углу ее, в том месте, где трехэтажный четверик переходит в восьмерик, возвышается необычного вида башня-столп — единственный в своем роде пример во всей истории русской архитектуры. Церковь эту по ее формам можно отнести ко времени не позже XVII века (с запада примыкает классических форм колокольня, построенная в 1822 году), Следовательно, сохранившаяся церковь была построена на месте той, вероятно, деревянной, на которой Тихон молился и наблюдал за приближением татар. ............