Московский патриархат Калужская Духовная Семинария Заочное отделение
V курс
Курс “История Русской Церкви”
Дипломная работа
«Церковно-государственные отношения в московско-киевский период (1461-1589)»
г. Калуга
2008 год.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.
1. Рождение российского самодержавия и Церковь в XV - начале XVI века
1.1 Утверждение автокефалии Русской Православной Церкви и разделение ее на две митрополии
1.2 Митрополит Феодосий – попытки церковных реформ
1.3 Митрополиты в княжение Иоанна II (Филипп II и Геронтий)
2. Вопрос о секуляризации Церковных землевладений
2.1 Состояние церковного землевладения к началу XVI века
2.2 Рождение доктрин нестяжателей и иосифлян. Преподобные Нил Сорский и Иосиф Волоцкий
2.3 Ересь жидовствующих и ее роль в споре о церковных землевладениях
2.4 Государственная политика в XVI веке в отношении монастырских земель
3. Роль Православной Церкви в формировании идеологии централизованного государства
4. Участие церковных иерархов в политической борьбе в первой половине XVI века
5. Русская Церковь в период правления Ивана Грозного
5.1 Духовно-нравственный облик Ивана Грозного
5.2 Макарьевские соборы 1547 и 1549 годов. Подготовка и проведение Стоглавого собора 1551 года
5.3 «Опричнина» как государственное и как церковное явление
5.4 Митрополиты во вторую половину правления Ивана Грозного 1564-1584 годы.
6. Русская Церковь в период правления Феодора Иоанновича и Бориса Годунова.
6.1 Частичная стабилизация церковной и государственной жизни при царе Феодоре Иоанновиче и Борисе (1584 – 1598 годы).
6.2 Установление патриаршества в Русской Православной Церкви. Признание автокефалии Русской Церкви восточными патриархатами (1589 – 1593 годы)
Заключение
Список используемых источников и литературы
ВВЕДЕНИЕ
«Взаимоотношения Церкви и государства» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день. Ее актуальность определяется: во-первых, высоким интересом к истории Церкви, связанным с интенсивным взаимодействием Церкви и государства в области решения ряда социальных проблем. Во-вторых, недостаточным изучением церковно-государственных взаимоотношений данного периода как таковых.
Изучение основных принципов политики московских князей невозможно без учёта религиозного и, как следствие, церковного фактора. Жизнь средневекового русского человека была целиком проникнута религиозными представлениями, в центре которых находился Бог. Посредником между Богом и людьми являлась Церковь. Поэтому Церковь занимала особое положение в структуре феодального общества. На Руси уже с момента принятия христианства в 988 году постепенно начинает утверждаться византийский вариант взаимоотношения Церкви и государства, основанный на теории симфонии, сакральном значении личности правителя, тесном переплетении государственных и церковных структур. По словам протоиерея Владислава Цыпина, «взаимоотношения между государственной властью и Православной Церковью составляли стержень политической системы Российского государства».[1] При этом позднее средневековье как никакая другая эпоха в истории Руси ознаменовалась острой религиозно-политической борьбой.
Таким образом, исследование политических актов власти московских великих князей и первых царей, через призму их взаимоотношений с Русской Церковью, необходимо для более глубокого понимания церковно-государственных отношений.
1. ............