Часть полного текста документа:Церковь Николая Чудотворца на Берсеньевке в Москве 1656-1657. Москва, Россия Церковь Cвятого Николая Чудотворца на Берсеньевке современна - палатам Аверкия Кириллова , и составляет с ними единую городскую усадьбу второй половины XVII века. Храм также тесно связана с именем Аверкия Степановича Кириллова (1622-1682) - крупного государственного деятеля, думного дьяка и богатейшего купца-предпринимателя, который похоронен в подклете храма (см. его биографию ). "Церковь Николы на Берсеньевке возведена в 1656-1657 гг. По летописным данным на территории Верхних Садовников в XV в. существовал деревянный храм Николы на Песках, вероятный преемник более древнего вотчинного монастырька. Возможно, следы былой принадлежности храма двору вотчинника содержатся в одном из ранних летописных упоминаний (1475 г.), относимых к данному памятнику: "Церковь Николы на Песку, зовумая Борисова". По-видимому, это она была перестроена в 1566 г. и, унаследовав популярный престол, стала, однако, именоваться (по другому владельцу двора?) Николой Берсеньевским, что по традиции перешло в название существующего храма. Предшествовавшая ему каменная церковь, известная с 1625 г., была построена "по обещанию приходских и разных посторонних людей", и главный ее престол уже был посвящен Живоначальной Троице. Но в документах того времени она чаще именовалась церковью "Николы, что за Берсеньевою решеткой" и лишь к концу столетия (1686 г.) - "Троицы, что в Садовниках за Берсеньевою". В какой- то период храм, не переставая в людском обиходе называться Никольским, утратил этот престол (по сведениям в 1722 г. там оставался только придел Казанской Богоматери). В 1755 г. прихожане просят его возобновить, поскольку "означенная церковь издревле именуется и в писцовых, переписных и окладных книгах писалась и поныне пишется во имя святителя и чудотворца Николая...". Придел был в том же году устроен в левой части трапезной. В 1812 г. церковь сильно пострадала от пожара: обрушилась первоначальная трапезная; в 1817-1823 гг. трапезную с двумя приделами - Никольским и Феодосьевским - восстановили в стиле классицизма. Поставленный на подклет двусветный бесстолпный четверик с трехчастной пониженной апсидой, галереей-папертью вдоль северного фасада и крыльцом вытянут с севера на юг. Он перекрыт сомкнутым сводом, который прорезает световой барабан центральной главы, окруженной четырьмя декоративными главами. Стройная группа глав возвышается над двумя рядами кокошников. Две главы выделяют боковые членения апсиды - в них изначально размещались приделы храма, причем северное членение крупнее южного, оно заметно выступает относительно стены четверика и с галереи имеет отдельный вход; главки восстановлены при реставрации. Во внешнем оформлении храма много общего с нарядным убранством стоящих рядом палат. Оба здания, соединенные когда-то каменным переходом, формировали общий парадный двор, украшением которого, вместе с Красным крыльцом палат, было северное крыльцо храма. Оно возведено одновременно с северной папертью, но несколько позднее храма, очевидно, в связи с устройством здесь усыпальницы Кирилловых (располагалась под папертью и состояла из нескольких склепов). Богатые по рисунку профилированные наличники на фасадах церкви, парные колонки на углах с раскрепованным над ними карнизом, белый камень, изразцы типичны для стиля середины XVII в. ............ |