Часть полного текста документа: Благовещенский собор. Нижегородский Благовещенский собор, стоящий на Верхнебазарной, или Благовещенской, площади, по основанию своему есть один из древних храмов Нижнего Новгорода; прежде он именовался церковью Святого Дмитрия Солунского. Эта церковь была построена в семидесятых годах 14 столетия великим князем нижегородским Дмитрием Константиновичем в честь ангела своего. Церковь Дмитрия много раз, как надо полагать, была опустошаема и сжигаема при набегах татар на Нижний Новгород, но всегда воссоздавалась усердием нижегородцев. В 1621 году она, как и все нижегородские церкви, исключая соборов, была деревянная; при ней был придел во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. В то время Дмитриевская церковь была богата украшением икон и книгами. В ней находилась: - образ Благовещения Божией Матери, обложенный серебром со сканным серебряным венцом - образ местный св. Дмитрия с деяниями на прозелени, украшенный гривной - другой образ того же святого, обложенный серебром - Деисус на прозелени и пред ним медное паникадило - Образ запрестольной Пресвятой Богородицы, украшенный серебряными басменными венцом и гривной и гривенками витыми, также серебряными - Евангелие печатное в десть, украшенное серебряными изображениями евангелистов басменной работы - Девятнадцать различных книг духовного содержания, большей части печатных. На колокольне Дмитриевской церкви было шесть колоколов, из полотняной ризы с оплечьем красной камки, епитрахили и поручей из выбойки. В конце 17 столетия церковь Святого Дмитрия обветшала и клонилась к разрушению, и, как видно, не было желающих обновить ее. Еще в 1621году, в приходе Дмитрия Солунского, на Большой Печерской улице, невдалеке от церкви Святых Афанасия и Кирилла (нынешней Тихоновской), жил в собственной доме пушкарь Роман Иванов сын Войнов, с братом Иваном. Иван был усерден к церкви Божией, что свидетельствует вклад его в Дмитриевский храм общей печатной Минеи, стоившей, по тогдашнему времени, значительной цены. У него был сын Василий, женатый на Феодоре. Василий и Феодора были больны чумой, и умерли в один день 5 октября 1659 года и похоронены в церкви Дмитрия Солунского. У них остался сын Тимофей, ему было не больше года. Жена подьячего Панкратия Самарина Наталия взяла к себе сироту, заботилась о его воспитании и его душевном благочестии. В отроческом возрасте Тимофей твердо знал грамоту. Любимым занятием было чтение Святого Дмитрия, у гробов своих родителей. Так проходили первые годы жизни Тимофея, он возрастал подобно Самуилу близ Святая Святых, готовясь, можно сказать, бессознательно в светильники Христовой церкви. Панкратьева же, как евангельская Марфа, пеклась о многом: будучи бездетной, она желала передать все имение свое Тимофею и при жизни своей женить племянника. Едва достиг Тимофей полного возраста цветущей юности, тетка начала говорить ему о женитьбе, но Тимофей не думал о брачной жизни; все мысли его сосредоточены были на любви к Богу и уединению. Тетка настаивала на своем желании, и Тимофей решил тихонько покинуть ее дом и Нижний Новгород. В то время за Волгой, в Чурнораменских лесах, на реке Кезе, верстах в 60 от Нижнего Новгорода, находился Никольский монастырь. В эту-то тихую обитель скрылся юноша, презревший суету мира, и там, предавшись подвижничеству, принял иноческий образ. Панкратьева, узнав, где находится ее племянник, хотела его вернуть. Она имела большую поддержку духовенства. ............ |