Часть полного текста документа: Развитие Японии под влиянием Китая. Своеобразным было и историческое развитие Японии, в ходе которого наряду с сохранением традиционных для цивилизаций Востока черт проявились и особенности, свойственные западной цивилизации. Хотя заселение Японских островов началось несколько тысячелетий назад,, государственность там стала складываться лишь в IV-VI вв. В те времена во главе японского общества стоял правитель, опиравшийся на родовую знать. Основную массу населения составляло крестьянство, платившее в казну ренту-налог. Существовали категории рабов и неполноправных, состоявшие в основном из иноземцев (в том числе китайцев и корейцев). С VI в. Япония, совсем недавно вступившая в эпоху формирования цивилизации, начинает развиваться исключительно быстрыми темпами. Эта необычная для Востока динамичность во многом была связана с тем, что Япония весьма активно использовала опыт других стран. Так, в 604-605 гг. принц Сётоку-тайси, сторонник китайской модели развития, создал первый свод .японских законов, в котором сочетались принципы конфуцианства и буддизма. По инициативе принца в Японию стали приезжать ремесленники, монахи и ученые из Китая и Кореи, а молодые японцы отправлялись учиться в эти страны. Еще более последовательным реформатором стал принц Кару, пришедший к власти в результате государственного переворота в середине VII в. Его правление называли "Великой переменой", поскольку не только сменился царствующий род, но и изменилась вся жизнь японского общества, она стала активно преобразовываться по китайскому образцу. Японцы переняли у китайцев иероглифическое письмо (правда, позднее существенно его реформировали). Синтоизм, традиционная религия японцев, обогатился за счет даосизма, а затем и буддизма, пришедшего из Китая в VI в. Процесс китаизации был настолько обширен и глубок, что некоторые исследователи даже отказывают японской цивилизации в самостоятельности, считая ее вторичной по отношению к китайской. " Япония для японцев " Но заимствования отнюдь не лишили Японию ее самобытности: элементы китайской цивилизации заметно трансформировались под влиянием японской специфики. Одновременно в стране набирало силу стремление к полной культурной автономии. И с XVI в. Япония превращается в сверхзакрытую, изолированную цивилизацию . Лозунгом японского правительство были слова " Япония для японцев " . Под страхом смертной казни японцам было запрещено покидать родные острова. Страна была практически закрыта для иностранцев. Стр. 2 Лишь голландцам и китайцам было позволено вести торговлю с Японией (со строгими ограничениями и только в установленных местах). Правительство изгнало из страны всех католических миссионеров, опасаясь растущего влияния христианства (особенно в народных массах). Но и в эпоху искусственной изоляции, длившейся почти два века, Япония усваивала достижения других культур (в частности, с помощью европейских книг, попадавших в страну через голландских купцов). Позднее, уже во второй половине XIX в., ученая японская элита смогла применить плоды западной культуры и науки для преобразования страны. Сочетание этих двух тенденций - само изолированности и активного использования чужого опыта - привело к формированию у японцев уникальной способности при ревностном сохранении неповторимых традиций своей культуры продуктивно осваивать опыт других цивилизаций. ............
|