Часть полного текста документа:Министерство образования и науки РФ МОУ СОШ № 2 с углубленным изучением отдельных предметов города Новый Оскол Белгородской обл. Экзаменационный реферат по обществознанию Тема: Цивилизационные методы в изучении истории. Выполнила: ученица 11б класса МОУ ШОШ № 2 Овчинникова Ю. Руководитель: учитель обществознания Корнилова О. В. Г. Новый Оскол 2004 г. Содержание. Введение 4 Цивилизация. Сущность цивилизационного подхода 6 Понятие цивилизации 6 Смысл цивилизационного подхода 11 Причины отставания марксизма в использовании цивилизационного подхода 13 Концепция цикличности цивилизаций в философии А. Тойнби. 14 Единица измерения - цивилизация 14 Стадии цикла 15 Генезис 16 Рост 17 Надлом 19 Распад 19 Многомерное видение истории 20 Заключение 26 Библиография 28 Введение Человеку XXI века в таком сложном и многоликом мире, как наш, необходим знать свою историю, своих предков, их жизнь, обычаи, традиции. Весь исторический процесс можно представить в виде лестницы, каждая ступень которой - это этап развития, открывающий перед человечеством новые возможности и перспективы. В марксистском учении об обществе ступени исторического развития получили название "общественно-экономические формации" - это исторический тип общества, основывающийся на определённом способе производства. Они выделяются путём выявления того общего, что присуще разным странам, находящимся в рамках одной формации. Марксисты выделили пять формаций: первобытное общество, рабовладельческое общество, феодализм, капитализм, социализм. Высшим этапом развития, которого обязательно достигнет всё человечество, по мыслям основоположников марксизма, станет коммунизм. Эти представления, ещё недавно рассматривавшиеся в нашем обществознании как единственно верные, сегодня многими воспринимаются критически. Лейтмотивом многих выступлений сегодня является стремление заменить формационный подход к крупномасштабному членению исторического процесса на цивилизационный. В наиболее чётком виде эта позиция излагается её сторонниками следующим образом: превратить понятие цивилизация, которым историография до сих пор оперировала только как инструментом описательным, в ведущую (высшую) программу исторического познания. Сам термин "цивилизация" (от лат. civilis - гражданский, государственный) до сих пор не имеет однозначного толкования. В мировой исторической и философской литературе он употребляется в четырех смыслах: - как синоним культуры - например, у А. Тойнби и других представителей англо-саксонских школ в историографии и философии; - как определенная стадия в развитии локальных культур, а именно стадия их деградации и упадка; - как ступени исторического развития человечества, следующие за варварством. Такое понимание цивилизации мы встречаем у Л. Моргана, вслед за ним у Ф. Энгельса, сегодня у А. Тоффлера (США); - как уровень (ступень) развития того или иного региона либо отдельного этноса. В этом смысле говорят об античной цивилизации, цивилизации инков. Мы видим, что эти понимания в одних случаях в значительной степени накладываются и дополняют друг друга, в других - являются взаимоисключающими. Так что же: формация или цивилизация? Споры по этому вопросу продолжаются и по сей день. ............ |