Цивилизованное общество и его противники
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава первая. Миф о борьбе противоположностей
1. История идеи противоположностей
2. Корень противоречивости социального мира
3. Иная мотивация к труду
4. Решение вопроса собственности
5. Становление ущербного капитализма
6. «Третий путь» развития — не выдумка
7. Сущность диалектического движения
8. Новая диалектика как метод разрешения противоречий
Глава вторая. Совершенная рыночная экономика
1. Основная проблема экономики
2. Товар и его свойства
3. Прибыль субъектов рыночной экономики
4. Стадии процесса воспроизводства
5. Проблема безработицы
6. Инфляция
7. Уровни развития рынка
8. Количественная теория денег
9. Проблемы информационной открытости власти и бизнеса
10. Теневая экономика
Глава третья. Роль философии в жизни общества
1. Нищета философии
2. Материализм и идеализм — крайности нищей философии
3. Основной вопрос философии
4. Язва партийности в философии
5. Реакционный характер классизма
6. Глобализация
ВВЕДЕНИЕ
Отличительной чертой цивилизованного общества является то, что оно постоянно занято поиском мирного, ненасильственного решения стоящих перед ним проблем.
Карл Поппер
Перечитывая книгу известного американского финансиста, филантропа и социального мыслителя Джорджа Сороса я наткнулся на утверждение: «Наше понимание мира, в котором мы живем, — несовершенно по своей сути, а совершенное общество — в принципе недосягаемо. Мы должны довольствоваться тем лучшим, что мы можем иметь»[1]. Я принципиально не согласен с таким заключением. Так утверждают те, кто несовершенство понимания социального мира воспринимает как нечто предопределенное. Что мешает людям иметь совершенное понимание? Почему мы не можем совершенствовать свое понимание мира и существенно улучшить жизнеустройство общества? Кто знает, что мы можем иметь? Я уверен, что мы обязаны стремиться к совершенному пониманию, это конечный смысл нашего познания. То, что мы довольствуемся жестоким и алогичным социальным миром, по моему мнению, свидетельствует об интеллектуальной слабости человека. В истории общественных наук, именно по этой причине, очень многие понятия оцениваются с полярных позиций. Возьмем, к примеру, такое понятие как «прогресс в развитии общества». Ряд мыслителей (Ж.Кондорсе, Г.Спенсер и др.) были убеждены в наличии общественного прогресса и усматривали его критерий в развитии науки и человеческого разума, в улучшении нравов. Другие (Н.Михайловский, П.Лавров) делали акцент на субъективных сторонах прогресса, связывая его с утверждением идеалов истины и справедливости. Высказывались мнения относительно ложности самой идеи прогресса (Ф.Ницше, С.Франк). Альбер Камю считал мифотворчество основой концепций прогресса. Я склонен считать, что социальный прогресс — не ложная, а все еще не понятая идея. Ответы есть на все вопросы, нужно лишь найти их. Разочарование в прогрессе вызвано обманутыми надеждами: прогресс технологии обернулся экологическими бедами и опасностью физической гибели человечества, социальные эксперименты привели к чудовищным жертвам и созданию вырождающихся тоталитарных обществ. ............