Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИОЛОГИИ
Кафедра “Инженерная и компьютерная графика”
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Цвет в интерьере
Красноярск 2010
Содержание
Введение
Глава 1. История цвета и цветотерапии
1.1 История цвета
1.2 История цветотерапии
Глава 2. Теория цвета
2.1 Классификация цветов
2.2 Понятия первичных, вторичных и третичных цветов
2.3 Система Манселла
Глава 3. Психологическое воздействие цвета
3.1 Цветовые предпочтения
3.2 Цвет в интерьере
3.3 Семь контрастов цвета
Глава 4. Освещение в интерьере
4.1 Освещение и цвет
4.2 Влияние освещения в интерьере
Глава 5. Цветовая теория времен года
5.1 Четыре сезона
5.2 Определение сезона, близкого состоянию человека
Глава 6. Вопросы для самопроверки
Список использованных источников
Введение
Проблема использования цвета – одна из самых сложных и многогранных в архитектуре. Различные аспекты этой проблемы требуют для своего решения совместных усилий архитекторов и представителей естественных и точных наук. Трудно сказать, чей вклад в развитие науки о цвете больше: физика Ньютона или художника Леонардо да Винчи, физиолога Кравкова или поэта Гете. Отличные результаты давала творческая дружба, связывающая людей самых разных профессий.
Задачи, решаемые цветом в интерьере, многочисленны и разносторонни. "Без цвета архитектура невыразительна, слепа,- говорит Тео ван Дусбург, один из представителей группы "Де Стиль", и продолжает: - Потребность современного человека в цвете так же велика, как потребность в свете, движении (танце) и даже в звуках. Все это - основные факторы в жизни современных людей, их современная "нервная система". В этих словах – признание за цветом способности выступать в качестве знаков оценочного характера, ориентировать человека в пространстве. Но это лишь одна группа задач онтологического плана, обеспечивающих первый уровень организации архитектурного пространства, когда цвет способен выполнять роль биологически необходимых пространственных констант. Не менее важной является цвета и на последующих уровнях, когда цвет помогает выявлять функциональную и семантическую значимость пространства.
Создание цветовой среды, обладающей признаком цельности и законченности, требует комплексного подхода к определению границ и целей использования цвета в интерьере. То есть, группа композиционных задач, в процессе решения которых архитектор способен выявить и подчеркнуть с помощью цвета логику объемно – пространственной структуры, неотделима от задач по созданию психофизиологического комфорта в помещении, и пренебрежение любой из сторон цветового воздействия опасно и чревато последствиями. Великолепно охарактеризовал эту специфику цвета современный французский исследователь Жак Вьено: "Цвет способен на все: он может родить свет, успокоение или возбуждение. Он может создать гармонию или вызвать потрясение; от него можно ждать чудес, но он может вызвать и катастрофу".
Знание основных закономерностей цветового воздействия, овладение методикой экспериментальной проверки, учет выявленных закономерностей в проектной деятельности – непременное условие профессиональной деятельности архитекторов. ............