Реферат по литературе
Цвет в жизни и творчестве Федора Михайловича Достоевского и Льва Николаевича Толстого как средство к пониманию самого писателя
Введение
Первый вопрос, возникающий в сознании умного человека, таков: что есть в звуке и цвете, что взывает к человеку? (Хазрат Иннайят Хан)
Цвет – это один из видов красочного радужного свечения – от красного до фиолетового, а также их сочетаний или оттенков. Оглянемся вокруг. Все, что нас окружает, имеет свой цвет (или сочетает в себе несколько цветов). Цвет предметов может вызывать у человека собственные ассоциации. С каждым из цветов связана его собственная ассоциация. Классический пример – черный и белый. Черный цвет – это темнота, мрак, бездна; белый – противоположность: свет, чистота, радость. Также можно соотнести этот пример как добро и зло.
В общем, каждый цвет имеет свой предназначение. Например, у представителей фауны яркий цвет призван отпугивать врагов или наоборот, привлекать к себе внимание. Сами по себе яркие оттенки всегда обращают на себя внимание. Также задачей цвета является определение предмета, той или иной его ассоциации в нашем сознании. Так, если повнимательнее приглядеться к произведениям художественной литературы, можно заметить, что в них довольно часто используется определенная цветовая гамма.
Действительно, когда мы читаем то или иное произведение, в нашем воображении встает картинка происходящего со своими определенными цветами. Незаметно для нас цветовая гамма влияет на наше представление описываемых героев, окружающего их мира.
Сочетание статистического анализа цветовых эпитетов с идейно-смысловым анализом тех же образов в литературном произведении может дать новые дополнительные характеристики особенностей стиля отдельных произведений одного писателя, колорита разных писателей, и даже колорита всего данного направления и данной эпохи.
Первым в своих произведениях стал использовать цвета немецкий поэт Гёте. «Цвета – деяния и страдательные состояния света», Иоганн Вольфганг Гёте. Впоследствии многие писатели стали обращаться к цвету как к изобразительному средству.
В своей работе я предлагаю рассмотреть как использовали цвет в своих произведениях Федор Михайлович Достоевский и Лев Николаевич Толстой. На основе исследования сделать вывод о том, с каким цветом у меня ассоциируются сами писатели.
I. Ф.М. Достоевский
На мой взгляд, главным произведением в жизни Федора Михайловича является роман «Преступление и Наказание». Посмотрим, как автор использует цвет в описании Петербурга.
Портрет города – Петербурга – где происходит действие романа, и людей автор передает с помощью различных средств, но главным является цвет.
Петербург Достоевского болен, и больны, кто нравственно, кто физически, большинство персонажей его произведений. Характерной чертой, по которой мы узнаем обстановку и людей, затронутых болезнью, является раздражающий, навязчивый, нездоровый желтый цвет. Желтые обои и мебель желтого дерева в комнате старухи-процентщицы, желтое от постоянного пьянства лицо Мармеладова, желтая, «похожая на шкаф или сундук» каморка Раскольникова, женщина-самоубийца с желтым испитым лицом, желтоватые обои в комнате у Сони, «мебель из желтого отполированного дерева» в кабинете Порфирия Петровича, перстень с желтым камнем на руке Лужина. ............