Введение
Данное методическое пособие можно использовать для проведения экскурсии по Тульскому Музею Оружия, так как оно содержит всю необходимую информацию об истории создания музея, экспонатах, представленных в нем и истории их появления. Главный объект исследования – экспозиция музея. Экскурсия рассчитана на приезжих студентов и преподавателей.
1 Цели экскурсии
Рассказать экскурсантам об истории создания музея;
Предоставить информацию о возникновении экспонатов музея;
Дать экскурсантам исчерпывающую информацию об экспозиции музея.
2 Общие методические рекомендации по проведению экскурсии
Основу данной экскурсии составляет информация об экспозиции Тульского Музея Оружия. Экскурсоводу необходимо провести экскурсию в достаточно легкой и доступной форме, сподвигнув группу к изучению представленной темы самостоятельно. Экскурсовод должен удерживать внимание экскурсантов на протяжении всей экскурсии, во многом ему поможет использование таких методов, как анализ, синтез, метод аналогии и конкретно-исторический метод.
Применяя метод аналогии, и в показе, и в рассказе можно обратить внимание экскурсантов на сходство/различие рассматриваемых объектов, на единство времени различных событий, территориальную близость мест, где они происходили.
В отдельных случаях полезным может оказаться и обращение к конкретно-историческому методу. Обычно под ним понимают такую последовательность шагов, при которой происходит восхождение от абстрактного к конкретному. Данный метод предполагает движение мысли к целостному воспроизведению предмета в сознании человека.
Время, потраченное экскурсоводом на рассказ, должно быть значительно меньше общей продолжительности экскурсии. Все, о чем в экскурсии идет речь, должно быть отражено в зрительном ряде – только таким способом можно представить картину прошлого или настоящего достаточно наглядно.
Содержание экскурсии, формы ее проведения и методические приемы рассказа должны быть взаимосвязаны. Эти понятия связаны с вопросами: о чем сказать, как сказать и с какой целью. В своем рассказе экскурсовод сообщает аудитории и о таких свойствах объекта, которые не воспринимаются при помощи органов зрения.
Важной задачей рассказа является определение, характеристика, толкование предмета, о котором пойдет речь. Определение предмета в экскурсионном рассказе должно быть ясным, соразмерным, непротиворечивым, не должно строиться на отрицании, не должно иметь предвзятых оценок.
Рассказ экскурсовода выполняет две задачи: а) комментирует, дополняет, анализирует, поясняет увиденное; б) реконструирует, восстанавливает, как бы «оживляет» то, что в данный конкретный момент не может увидеть экскурсант. Следует учитывать и связанный с рассказом эмоциональный момент, воздействующий на чувства участников, вызывающий у них эмоции радости, восхищения, гордости, гнева, сочувствия.
Экскурсовод должен владеть умением трансформации устной речи в зрительные образы. Для превращения одного вида информации (речь) в другой (зрительные образы) необходимо создать подходящие условия.
Во время экскурсии следует уделять внимание всей группе. Неверно, если экскурсовод обращается к нескольким экскурсантам, выделив их из группы по каким-то субъективным причинам. ............