Федеральное агентство по образованию РФ
ГОУ ВПО Тульский Государственный Педагогический Университет
им. Л.Н. Толстого
Кафедра истории Отечества
Тульские купцы - благотворители XVII-начала XIX вв.
ТУЛА 2008
Содержание
1. Введение.
2. Основная часть.
2.1. Купеческое сословие. История становления.
2.2. Баташевы.
2.3. Белобородов.
2.4. Ваныкин.
2.5. Васильковы.
2.6. Володимиров.
2.7. Воронцовы.
2.8. Демидовы.
2.9. Ермолаев.
2.10. Красноглазовы.
2.11. Ливенцевы.
2.12. Ломовы.
2.13. Лялины.
2.14. Мескатиновы.
2.15.Молчанов.
2.16. Платонов.
2.17. Сапуновы.
2.18. Сушкины.
2.19. Трухины.
2.20. Федуркины.
Заключение.
Используемая литература.
1. Введение
Всегда интересно узнавать о людях, чьи имена сохраняются в географии городов. Зачастую мы проходим по улице, например по Черниковскому переулку, и не знаем, кем были эти Черниковы. Максимум что можно узнать из мемориальной таблички, если она есть, – когда жили и в какой сфере работали, но мало кто может рассказать о качествах, чертах характера этих людей, об их отношении к городу, стране. Именно поэтому основной целью работы является изучение деятельности тульских предпринимателей-меценатов, выявление фактов биографии, характеризующих их отношение к Родине. Русские предприниматели в гораздо большей мере, чем другие слои, сохраняли самобытные черты, несли в себе ценности русского национального сознания и русской культуры. Широкое развитие предпринимательства в России, отмечает историк Д.Иловайский, было связано с исторически сложившимся характером народа - "деятельного, расчетливого, домовитого, способного к неуклонному преследованию своей цели, к жесткому или мягкому образу действия, смотря по обстоятельствам". Мечтой жизни большей части предпринимателей было желание построить храм. Русская православная этика создала атмосферу добра, души. Многие считали, что любое богатство связано с грехом: «Богатство перед Богом - большой грех". Справедливо отмечает и писатель В.Белов, что "в старину многие люди считали Божьим наказанием не бедность, а богатство..."
На огромном числе зданий, больниц, школ, богаделен, картинных галерей до 1917 года сохраняются имена их основателей. Построить храм или богадельню - это самый традиционный путь покаяния и общественного служения. Но кроме этого были и другие пути меценатства - собирание библиотек, коллекций, финансирование научных разработок.
В этой работе показан вклад туляков в развитие культуры городов России и Европы как пример для нынешнего поколения предпринимателей.
2. Основная часть
2.1 Купеческое сословие. История становления
Древнюю Русь называли страной городов: при князе Владимире их было 25, перед нашествием Орды - 271, в царствование Ивана Грозного - 715, при царе Алексее Михайловиче - 923. Были среди них и очень большие по тем временам города. Наверно, не случайно русской княжне Анне Париж 11 века показался большой деревней, а, спустя несколько веков, англичанин Р. Ченслер отмечал в 1554 году, что Москва по размерам превосходит Лондон.
Именно города становились оплотом развития предпринимательства, складочными местами в которых сосредотачивались массы товаров, распределяемые отсюда как по стране, так и за рубеж.
Купцы и предприниматели в Древней Руси не были выделены в отдельное сословие. ............