Часть полного текста документа: И. С. ТУРГЕНЕВ (1818 - 1883) Более полувека Иван Сергеевич Тургенев находился в центре общественной и духовной жизни России и Западной Европы и "в течение всего этого времени... стремился, - как он выразился,- воплотить в надлежащие типы и то, что Шекспир называет самый образ и давление времени, и ту быстро изменявшуюся физиономию русских людей культурного слоя, который преимущественно" служил "предметом" его "наблюдений". "Давление времени" Тургенев ощущал необыкновенно остро. В детстве это было давление крепостного рабства и помещичьего произвола, воплощавшегося для мальчика в лице его матери Варвары Петровны, владелицы огромных имений и нескольких тысяч душ крестьян. В родной семье (Тургеневы жили сначала в селе Спасское-Лутовиново Орловской губернии, а с 1827 г.- в Москве) будущий писатель даже на себе ощущал произвол Варвары Петровны и мальчиком хотел бежать из дому от ежедневных розог. Тяжелые воспоминания детства всю жизнь будут преследовать писателя. Образ крутой и властной барыни встречается во многих рассказах Тургенева. То это "пухлая, чувствительная и злая" госпожа Зверкова, запретившая горничной Арине выйти замуж за любимого человека ("Ермолай и мельничиха"); то капризная барыня, разбившая счастье простодушного глухонемого дворника Герасима ("Му-му"); то "строгая и гневная" помещица, ссылающая на поселение крестьянина за недостаточно почтительный, как ей показалось, поклон ("Пунин и Бабурин"). Все эти, как и многие другие, страшные истории не вымышлены писателем, а разыгрывались на его глазах, мучили и возмущали его своей жестокой несправедливостью. Когда Тургенев вырос, за пределами орловской усадьбы и родительского дома он почувствовал то же самое "давление времени" - давление самодержавия, полиции и бюрократии, крепостного права, отсутствие элементарных человеческих и гражданских прав в масштабах всей громадной России. Но "давление времени" действовало и в другом направлении - существовало давление идей. Это были идеи политической и духовной свободы, равенства всех людей перед законом, уважения человеческой личности, воспринятые Тургеневым из книг, от учителей (первым учителем был крепостной Ф. И. Лобанов), в стенах университетов (Тургенев учился в Московском, Петербургском и Берлинском университетах). Вольнолюбивые взгляды Тургенева укреплялись и развивались в общении с лучшими людьми России: Т. Н. Грановским, Н. В. Станкевичем, М. А. Бакуниным, А. И. Герценом и прежде всего с В. Г. Белинским, духовным вождем передовой молодежи, которого Тургенев называл своим "отцом и командиром". "Гнусная рассейская действительность" (выражение Белинского) настолько противоречила идеалам Тургенева, что надо было или вступить с ней в борьбу, или отказаться от своих убеждений. "... Почти все, что я видел вокруг себя, возбуждало во мне чувства смущения, негодования - отвращения, наконец... Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел... Мне необходимо нужно было удалиться от моего врага затем, чтобы из самой моей дали сильнее напасть на него... Враг этот был - крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решился бороться до конца - с чем я поклялся никогда не примириться..." В 1847 г., чтобы лучше исполнить свою клятву, Тургенев уезжает за границу. ............ |