Содержание
Введение
1. Теоретические основы изучения процесса чтения
1.1 Процесс чтения в историческом аспекте
1.2 Особенности развития техники чтения в младшем школьном возрасте
1.3 Педагогические условия развития техники чтения детей в начальной школе
2. Опытно-педагогическая работа
2.1 Диагностика экспериментальных исследований
2.2 Методика развития техники чтения на уроках литературного чтения
2.3 Анализ результатов эксперимента
Заключение
Введение
Актуальность исследования
Для того чтобы ребёнок мог успешно учиться в школе, в первую очередь, ему необходимо овладеть основными учебными навыками: чтением, письмом и счётом. Можно сказать, что именно они являются основой всего образования. Чтение является средством приобретения новых знаний, необходимых для дальнейшего обучения. Учащийся, который не научился читать или плохо умеет это делать, не может успешно приобретать знания и использовать их на практике. Ведь процесс школьного обучения всегда предполагает самостоятельную работу детей, прежде всего работу над книгой. Недостаточное овладение учащимися техникой чтения, а главное умением понять прочитанное, будет сопровождаться серьёзными трудностями в учебной работе, которые могут привести к неуспеваемости.
Проблема обучения чтению в настоящее время вышла за пределы школьной программы. Культура чтения, умение извлекать максимум информации из прочитанного - главные факторы, определяющие успешность развития личности в целом. Именно благодаря чтению правильному, осознанному достигаются цели, поставленные перед начальным образованием:
- освоение младшими школьниками элементарных общеобразовательных знаний, обеспечивающих развитие у них познавательных способностей и умений в освоении образовательных программ основной школы;
- формирование основных навыков учебной деятельности;
- приобщение к отечественной и мировой культуре с учётом национального менталитета, культурно-исторических особенностей и традиций своей страны"[1, 4].
- формирование творческой личности, имеющей определённый исследовательский потенциал;
- формирование у школьников гажданской и нравственной позиции, ориентированной на национальные приоритеты Республики Казахстан и мировые гуманистические ценности в целом"[ 2,4].
"Именно чтение имеет широкие возможности для воспитания личности школьника, формирования его духовно-нравственных и гражданских качеств, казахстанского самосознания. Ученик, благодаря чтению, овладевает умением выражать свои мысли, строить собственные высказывания" [1, 9].
Чтение является одним из базовых навыков, развитость которого во многом определяет успешность обучения школьника. Эффективность работы с самыми разнообразными текстами зависит от приёмов смысловой переработки, привлекаемых чтецом для его понимания. Шибаева Л.В. считает, что навыки чтения высокого порядка представляют собой сложную систему, содержащую как элементарные операции знакового кодирования, расшифровки грамматических конструкций, так и сложных способов смысловой интерпретации основного текста, авторской позиции [3].
Техника чтения, сформированная на уровне навыков высокого порядка, является существенной предпосылкой развитой читательской деятельности. ............