«Творческое музицирование как фактор, мотивирующий младших школьников к обучению музыке в музыкальной школе»
(дипломная работа)
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Психология учебной мотивации и способы ее формирования
1.1 Понятие учебной мотивации в психологической литературе
1.2 Учебная мотивация в младшем школьном возрасте
1.3 Пути формирования учебной мотивации
2. Творчество в психологии
2.1 Понятие творчества в психологической литературе
2.2 Черты творческой личности
2.3 Об этапах творческого процесса
2.4 Творчество в дошкольном и младшем школьном возрасте как фактор развития личности
2.5 Музицирование как вид творческой деятельности
3. Эмпирическое исследование влияния занятий творческим музицированием на мотивацию обучения музыке в музыкальной школе
3.1 Экспериментальные гипотезы
3.2 Процедура исследования
3.3 Методики измерения
3.4 Анализ результатов исследования и выводы
Заключение
Литература
Приложение
Введение
В современной жизни происходит стремительная переоценка ценностей, изменяются взгляды на десятилетиями существовавшее положение вещей. Особое значение приобретают проблемы, связанные с человеком, его внутренним миром, гармоничным и счастливым существованием.
Как и в любой другой области, начальное музыкальное обучение часто определяет все будущие взаимоотношения человека с музыкой.
В литературе, посвященной музыкальному обучению, указывается: «Ситуацию, сложившуюся в области начального музыкального обучения в нашей стране, можно охарактеризовать как кризисную. Об этом свидетельствует целый ряд фактов: снижение мотивации при обучении детей игре на музыкальных инструментах в музыкальных школах, снижение общего интереса родителей к обучению детей музыке» [35].
Так же можно заметить, что многие дети бросают музыкальную школу, проучившись 2-3 года, в старших классах.
Все эти факты свидетельствуют о возникновении острой необходимости в поиске педагогами и психологами новых подходов, разработке методик в области профессионального музыкального образования для увеличения интереса к обучению и повышения мотивации учащихся.
Музыкальное обучение в понимании общества перестало выполнять лишь узко специальную роль: обучение игре на инструментах и получение музыкальных знаний. Современная ситуация предъявляет к начальному музыкальному обучению изменившиеся требования. Среди его задач появились и иные, отвечающие насущным запросам человека. Наиболее значимые из них можно определить следующим образом:
· создание условий, предоставления шанса каждому человеку для поиска и выявления индивидуальных для него способов общения с музыкой;
· творческое развитие его природной музыкальности;
· высвобождение первичной креативности, создание условий для спонтанных творческих проявлений;
· помощь в формировании внутреннего мира и самопознании (эмоционально-психическое развитие и психокоррекция).
Кроме того, понимание сущности и смысла музыкального обучения в современном мире под влиянием различных наук о человеке постепенно сдвигается в сторону осознания его не как дополнительного и мало обязательного, а как необходимого.
Т.Э. ............