Федеральное агентство по образованию
Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского
Педагогический институт
Творческое начало в героях романа
М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Курсовая работа по литературе
студентки 1 группы 3 курса
заочного отделения
факультета русской словесности
О. Л. Макаровой
научный руководитель Л. А. Посадская
Саратов, 2008
Содержание
Введение. 2
1.Философская трактовка понятия «Творчество». 3
2. Жизнь и творчество М.А. Булгакова. 8
3.Художественное воплощение творческого начала в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». 11
3.1 Художественное воплощение творческого начала в образе Мастера. 11
3.2 Художественное воплощение творческого начала в образе Ивана Бездомного. 19
3.3 Творчество и свобода по Булгакову. 20
Заключение. 22
Список использованной литературы.. 23
Введение.
Загадка творческой деятельности человека, то качество, которое выделяет человека из животного мира и приближает к Богу (неслучайны синонимы Бог - Творец) всегда волновала человечество, это - одна из вечных тем в бесконечном философском диалоге различных эпох и культурных традиций. Проблема понимания загадки творческого начала в человеке является не столько теоретическим, сколько глубоко жизненным вопросом, который затрагивает основы движения цивилизации, развития человеческого общества.
В самом известном романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» одним из центральных является образ писателя, Мастера. Имя его вынесено в заглавие романа, что указывает на особую значимость этого героя и его судьбы для понимания авторского замысла.
Целью моей работы является раскрытие художественного воплощения творческого начала в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
В ходе работы предполагается решить следующие задачи:
-определить философскую трактовку понятия «творчество»;
-соотнести проблему проявления творческого начала человека с биографией писателей;
-определить, как и с помощью каких приёмов, художественных средств раскрываются проблемы проявления творческого начала в героях романа.
Материалы данной работы могут использоваться в практике преподавания русской литературы в школе, во внеклассной работе.
1.Философская трактовка понятия «Творчество». Наиболее интересным в человеке является присущая именно ему способность и потребность творить. В настоящее время различными аспектами проблемы творчества занимаются психология, педагогика, социология, кибернетика и другие науки. Формируется и специальный раздел науки — теория творчества (эврилогия, креатология). На долю философии выпадает интеграция знаний о творчестве, методологическое обеспечение коллективной работы в различных областях культуры. «В творчестве не только создается нечто оригинальное, но и развиваются сущностные силы человека, его способности и мастерство»[1]. «Творчество есть самореализация, объективация свободы».[2]
Проблема творчества, подобно другим философским проблемам, первоначально обсуждалась в русле мифологических и религиозных традиций. ............