Часть полного текста документа: "Министерство образование РК" Выполнил: Русанов.И.А. Проверила:Абдулдаева Э.Н. "Аксукент 2001" Наиболее ярким представителем казахской поэ- зии ХVIII века был Бухар - жырау Калкаманов (1668-1781). Сведений о его биографии сохранилось мало. Отец его Калкаман был одним из походным войнов-батыров в далёкое беспокойное время. Судя по содержанию сохранившихся произведений Бухар жырау в юности и молодости отличался от своих сверстников замечательными качествами, склоно- стью к импровизации. Он был одним из приблежён- ных хана Тауке (1680-1718), которыё многое сделал для укрепления Казахского ханства. В своей многолетней жизни Бухару-жырау при- шлось быть свидетелем и участником многих собы- тий и перемен в жизни казахского народа. Вместе с ним он был свидетелем феодальной раздробленнос- ти, межплеменных междоусобиц, познал власть казахских ханов, султанов, их политику и др. Основные темы в произведениях Бухара-жырау неустроенность жизни народа, сложность взаимо- отношений ханской власти с народом, межродовые распри, призыв к единению сил для укрепления ханства и борьбы с иноземными захватчиками, вос- певание отважных батыров ( "Пожелание", "Ах, времечко, ты, время", "Перед падением","Абылай", "Сверкающий красками цветок", "Гибнет высокая гора", "Оплакивание хана Аблая" и др.). Ах, времечко, ты время, Туманы - как зимовище. На всем - тень подозрения! Вокруг телки - заморыши!- Дождись, попробуй, помощи! Не сваты, а прислужники. Не сваты, а двурушники. О, время, что замешано, На лести и подачках!.. Век злобы и наживы... О, время, все ты рушишь!.. Время мчится - во "вчера", Так о чём же говоришь? Стало быть, пришла пора. Бухар -жырау был под воздействием идиологов ханской ставки, которые пропагандировали идею преданности ханской власти, поэтому как предста- витиль своего времени, верил в "хорошего хана". Певцы феодальной знати персонировали свои чая- ния сильной ханской власти в образе Аблай-хана. В образе Аблая Бухар пытался создать образ Щедрого и справедливого хана. Отражая семиднев- ную битву казахов с войском Галдан-Церена, поэт с удовольствием повествует о победе казахских дру- жин, а хана Аблая называет духом и знаменем этой победы. Он видит в Аблае символ мощи, ума, добро- ты и человечности. Такой способ изображения характерен и для русского фольклора эпохи феодализма."Свообразие художественной системы фольклора эпохи в целом заключается в том, что царь как носитель идеи гос- ударственности и власти выступает чаще всего в идеализированном образе "хорошего царя" (Иван IV, Петр I ), который оказывается защитником на- рода и его союзником в борьбе с врагами" Надо отметить,что Бухар-жырау не всегда восх- валял Аблая. Были времена, когда он в лицо гово- рил грозному хану правду о его недостатках, ошибо- чных решениях, напоминал ему, что он выходец из неимущих. Бухар верно истолковывает значения добросо- седских отношений с Россией, подвергает критике попытку Аблая вести с Россией войну: Ты, с русским воюя, Аблай, Вражды к степям родным не вызывай, С народом не живи ты во вражде. (Перевод Вл. ............ |