Часть полного текста документа:Тюрко-монгольское летосчисление Тюрко-монгольский календарь представляет собой попытку установить определенную связь между лунным месяцем и солнечным годом. В основу этого соотношения было положено то наблюдение, которое в свое время было сделано в древней Греции Метоном и к которому монголы пришли независимо от него: наблюдение о том, что 19 солнечных лет содержат 235 полных лунных месяцев. Исходя из этого, тюрко-монгольская календарная система предусматривала в пределах каждого девятнадцатилетнего периода чередование 12 простых годов (по 12; месяцев) и 7 годов удлинённых (по 13 месяцев). 12 Месяцев х 12 + 13 месяцев х 7 = 235 месяцев. Каждый месяц имел свой порядковый номер (от 1 до 12 в обычном году). Поэтому тюрко-монгольские календарные даты обычно указывают, что событие произошло "в таком-то году такой-то (по счёту) Луны (или месяца)". Иногда счёт велся ещё по четырем временам года или сезонам (весна, лето, осень и зима), при чём каждый сезон подразделялся на три месяца (луны). Отсюда -- такие календарные даты: первая летняя луна (месяц), средняя летняя луна (месяц), первая зимняя луна и т. д. Год начинался весной, при чём первый весенний месяц соответствовал нашему январю или февралю. Месяц делился на две половины, из которых первая называлась новой, а вторая -- старой или ветхой. Таким образом, мы можем, например, встретить в документе такое указание: "осеннего первого месяца (луны) в четвертый день ветха", т. е. речь идет о 4-м числе второй половины первого осеннего месяца (седьмого месяца от начала года). В основу тюрко-монгольского летосчисления был положен также особый циклический счёт. Вначале монголы исходили из периода в 12 лет. Каждый год в пределах двенадцатилетнего цикла назывался именем определенного животного. Первый год носил название мыши или крысы; второй -- коровы, тельца или быка; третий -- барса или тигра; четвертый -- зайца; пятый -- дракона или крокодила; шестой -- змеи; седьмой -- лошади (коня); восьмой -- овцы или барана; девятый -- обезьяны; десятый -- курицы; одиннадцатый -- собаки (пса); двенадцатый -- свиньи. Впоследствии, под влиянием китайцев, монголы удлиннили первоначальный двенадцатилетний цикл до шестидесятилетнего. Последний строился путём комбинации названий двенадцати животных и пяти стихий (дерево, огонь, земля, железо и вода). При этом наименования животных сменялись в пределах цикла ежегодно, наименования стихий применялись к каждым двум годам, идущим подряд. При такой системе сочетание названий определенного животного и определенной стихии встречалось только один раз в 60 лет. Например, в каждом шестидесятилетнем цикле был только один год воды и лошади, один год огня и обезьяны, один год железа и курицы и т. д. Для того, чтобы отличить друг от друга два соседних года, носящих, как указано, наименование одной и той же стихии, к первому присоединялось иногда указание на мужской род, ко второму -- на женский. Например: мужской род, год дерева и мыши; женский род, год дерева и коровы. Вместо названий стихий иногда употреблялись названия пяти цветов. При этом каждой стихии соответствовал определенный цвет: дереву -- голубой или синий, огню -- красный, земле -- желтый, железу -- белый, воде -- черный. В том случае, когда стихия употреблялась в сочетании с годом мужского рода, заменяющий её цвет выступал в своей обычной форме (голубой, красный, желтый и пр.). ............ |