Часть полного текста документа:Уча - учиться Минина Марина Юрьевна В советское время сложился стойкий стереотип по отношению к учащимся. В восприятии большинства типичный студент или учащийся техникума - это молодой человек, недавно закончивший среднюю школу. Давайте мысленно представим себе типичного студента. Кого же мы увидим, девятнадцатилетнего или сорокалетнего человека? - ответ напрашивается сам собой. В то же время, в большинстве развитых стран ситуация несколько иная, система образования дает возможность человеку учится всю жизнь. По имеющимся данным, в США колледжи посещают почти 1,5 миллиона женщин и свыше 700 тысяч мужчин старше 35 лет; С 1980 по 1988 год число одних только женщин-студенток в возрасте от 35 лет увеличилось до 81 %. В то время как доля представителей этой возрастной группы среди студенчества заметно возросла, процент типичных студентов колледжей - юношей и девушек в возрасте от 18 до 22 лет - по сравнению с 1980 годом понизился (U.S. Bureau of the Census, 1990). Подобная ситуация характерна и для постсоветской России. С переходом экономики на рыночные принципы, появилось много специальностей, которых в нашем обществе, где до начала девяностых годов просто не существовало. В то же время следует отметить, что ситуация в корне меняется. Если для начала девяностых годов ХХ века наиболее востребованным было направление кардинального переобучения, особенно в больших городах, поскольку резко изменялась структура рынка труда. То в начале этого века ситуация стабилизировалась и приблизилась к той, что наблюдается в развитых странах. Главной задачей для специалиста является задача повышения своего профессионального уровня в соответствии с требованиями, диктуемыми временем. Несмотря на распространенные в нашем обществе стереотипы, согласно которым учеба завершается с окончанием юношеского периода жизни, можно уверенно сказать, что именно в среднем возрасте человек овладевает теми знаниями и навыками, которые позволяют ему соответствовать меняющимся требованиям, предъявляемым его работой. Данное утверждение верно в первую очередь для специалистов работающих в наиболее динамично развивающихся направлениях, бизнеса, где последнее десятилетия происходят радикальные изменений, вызванные стремительным развитием современных технологий и информационным взрывом. Сюда же можно отнести и менеджеров - специалистов в области управления людскими ресурсами. Люди среднего возраста садятся снова за парту, главным образом, потому, что они просто вынуждены это делать. Многие из них пришли в новые специальности из других отраслей деятельности. Особенно это касается тех, кто занят в отраслях, где профессиональные знания быстро устаревают. Скажем, программисты, вынуждены фактически постоянно учиться, осваивая появляющиеся, новинки. В то же время для традиционных форм обучения, существуют проблемы психологического характера, которые затрудняют принятие решение об участии в программах обучения. Во-первых, роль студента заметно отличается от других ролей, которые приходится исполнять человеку средних лет и приспособиться к ней оказывается не так просто. Во-вторых, специалист, достигший определенного уровня компетенции, обладает собственным опытом, подчас уникальным, и скорее готов обменяться опытом, чем просто слушать, чему его учат другие. ............ |