Часть полного текста документа:СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЬ 1. КИЕВСКАЯ РУСЬ (IX - XIII вв..) 1.1. Место средневековья во всемирно-историческом процессе 1.3.Политическая раздробленность русских земель и последствия децентрализации (ХI- нач.ХIIIвв). 1.4.Русь между Западом и Востоком. 1.5.Древнерусская культура в IХ - нач. ХШ вв. 2.1. Объединение русских земель вокруг Москвы. Последствия правления Ивана III и Василия III. 2.2. Эпоха Ивана Грозного 2.3.Смутное время в российской истории 2.4. Внешняя политика Московской Руси 2.5. Культура Московского государства (ХIV-ХVII вв.) МОДУЛЬ 3. РОССИЯ НА ПУТИ МОДЕРНИЗАЦИИ (ХVIII-ХIXвв.) 3.1. Основные тенденции развития мировой истории в ХVIII-ХIХ вв. 3.2. Российская империя в ХVIII в.: политические, социально-экономические и культурные преобразования 3.3. Буржуазное реформирование России: идеи, реальность и последствия. 3.4. Общественно-политические движения II-й половины ХIХ века. М О Д У Л Ь 4 ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ВЫБОРА В НАЧАЛЕ XX в. (1900-1921 г.) 4.1. Российская империя между реформой и революцией 4.2. 1917 ГОД В СУДЬБЕ РОССИИ 4.3. ВЛАСТЬ И ОБЩЕСТВО В УСЛОВИЯХ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ МОДУЛЬ 5. СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ИДЕЯ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ (1921-1953 гг.) 5.2. СССР на пути форсированного строительства социализма ( экономика, общество, культура, власть) 5.3. Советское государство во второй мировой войне. Всемирно-историческое значение победы советского народа над фашистской Германией МОДУЛЬ 6. Реформы "сверху" и стагнация в обществе. Поиск новой модели общественного развития (1953 - 1990-е гг.) 6.1. Первое послесталинское десятилетие. Политические, экономические, социальные проявления "оттепели" 6.2. Власть и общество (1964 - 1985 гг.) 6.3. Реформы 1965 г. и социально-экономическое развитие СССР. 6.4. СССР и мир в середине 60-х - начале 80-х годов. 6.5. Сущность и противоречия российского реформаторства второй пол. 80-х - 90-е годы Термины и понятия Учебные пособия к курсу МОДУЛЬ 1. КИЕВСКАЯ РУСЬ (IX - XIII вв..) 1.1. Место средневековья во всемирно-историческом процессе Понятие "средний век" было введено итальянскими гуманистами, которые хотели таким образом подчеркнуть коренное отличие культуры своего времени от предшествующего исторического периода (эпохи Античности). В их понимании "средний век" - это "темный век", период культурного упадка, когда в жизни европейцев не происходило ничего заслуживающего внимания, господствовал религиозный фанатизм и царила безграмотность. Напротив, многие историки и религиозные мыслители смотрели на средневековое общество как на идеальное общество. Как видно, в оценке средневековья присутствуют крайности. По-разному определяются и временные рамки Средневековья. Одни историки датируют Средние века с начала II-III вв. н.э. до конца ХVIII в. Большинство же историков дают другую периодизацию - V в.н.э. - конец ХVI в - середина ХVII в. К тому же внутри тысячелетнего периода Средневековья принято выделять три этапа: Раннее Средневековье - Vв. - начало ХIв. Классическое Средневековье - ХI-ХV вв. Позднее Средневековье ХVв. - середина ХVII в. Наиболее характерными чертами средневекового периода являются следующие: это, по преимуществу, аграрное общество, основанное на ручном труде и феодальных общественно-экономических отношениях; система ценностей и представлений основана на религиозных заповедях и учении церкви; для общества характерно стремление внутреннему единству и внешнему обособлению, сословной замкнутости; в период Средневековья происходит зарождение и формирование современных народов. Средневековье создало новый городской образ жизни, высокие образцы духовной и художественной культуры, институты образования, что дало толчок для развития мировой цивилизации. В эпоху Средневековья начинается вхождение в мировой исторический процесс сначала Руси, а затем и России. ............ |