Методическая разработка
Учебные тренинговые игры на уроках истории России и исторического краеведения
учитель истории
муниципального образовательного
учреждения Болтинской средней
общеобразовательной школы
Харитонская Светлана Львовна
2010
ВВЕДЕНИЕ
«Расскажи мне и я забуду, покажи мне и я запомню, дай попробовать и я усвою» (восточная мудрость).
Сегодня практически любой учитель истории применяет в своей деятельности нетрадиционные формы построения уроков. Это связано со становлением нового стиля педагогического мышления учителя, ориентирующегося на эффективное решение образовательно-воспитательных задач в условиях скромного количества предметных часов, на усиление самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников.
Арсенал форм уроков современного учителя истории не просто обновляется под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трансформируется в сторону необычных игровых форм преподнесения материала. Использование игр на уроке создает в обучении неформальную обстановку, способствует развитию познавательного интереса, формированию прочных и глубоких знаний, развивает интеллектуальную и эмоциональную сферу учащихся. В ходе игры учебная цель предстает перед ними в виде игровой задачи: ответить на вопросы викторины, разгадать кроссворд или чайнворд и т.д. В своей работе я расскажу о тренинговых играх, отличительным признаком которых являются внешние (жесткие) правила. Это настольные игры (аквариум, поле чудес), игры на основе заданного алгоритма ( кроссворд, головоломка, чайнворд и др.), викторина.
Для результативности игры очень важным является создание учителем своеобразной установки на игру, побуждающей принять в ней участие. Игровое состояние складывается из таких факторов, как увлекательность игры, интерес к ее содержанию, подчинение всех правилам, целенаправленность совершаемых игровых действий, подведение итогов, оценка результативности и т.д.
К сожалению, жизнь и деятельность святого праведного воина, непобедимого адмирала ФЕДОРА ФЕДОРОВИЧА УШАКОВА в учебниках истории представлена крайне недостаточно, поэтому учитель должен восполнить этот пробел, прославить моряка, удивительного военного флотоводца. Его ратный путь и морские победы, преданность службе, вере и Отечеству - пример служения для многих поколений русских моряков. И неслучайно юноши Болтинской школы ежегодно поступают в речное училище им. Калашникова г. Рыбинска, а также в Государственную Морскую Академию им. Макарова и военно-морское училище г. Санкт-Петербурга.
ВИКТОРИНА «ЧТО? ГДЕ? КОГДА»
Перед первой игрой определяются «знатоки», которые набирают команды. Участники рассаживаются за столы по командам. Одна команда остается у доски , ей задают вопросы по всей изученной теме представители других команд. Обсуждение вопроса командой занимает 20-25 секунд, отвечает один ученик. Команда играет до первого неправильного ответа, после чего уступает место у доски другой команде. В первой игре много времени занимает организационный момент, в последующих он сводится к минимуму. Приобретая вкус к игре, учащиеся рациональнее используют игровое время, стремятся задать как можно больше вопросов. Игра продолжается как правило,20-25 минут. Команда-победительница « 5».
Использование на уроке элементов этой игры повышает познавательный интерес, развивает самостоятельность и коллективизм учащихся, активизирует пассивных учеников. ............