Часть полного текста документа:Учение Альфреда Маршалла (1842 - 1924) И. В. Розмаинский Основная работа: "Принципы экономической науки" ["The Principles of Economics"] (1890) 1. Методология анализа Тот факт, что неоклассическая школа является синтезом идей (раннего) маржинализма и классической школы, выглядит особенно очевидным, когда мы обращаемся к работам признанного основателя неоклассической школы английского экономиста А. Маршалла и, прежде всего, к его вышеупомянутому трактату. Впервые этот труд увидел свет в 1890 году, несмотря на то, что содержащиеся в нем идеи окончательно оформились в голове автора уже к 1883 году1[16]. Впрочем, это было характерно для А. Маршалла - не торопиться с опубликованием своих книг. "Принципы экономической науки" написаны в традиционной для классиков манере - с длинными отступлениями, богатым фактическим материалом, рассуждениями на социальные и нравственные темы. К тому же А. Маршалл непрестанно отсылает читателя к работам таких своих предшественников, как А. Смит, Д. Рикардо и Дж. С. Милль. Иными словами, А. Маршалл выступает продолжателем традиций английской классической школы. С другой стороны, он использует многие маржиналистские идеи, опираясь на предельный подход. Несмотря на то, что, по его словам, наибольшее влияние в этом отношении на него оказали французский экономист О. Курно и один из немецких родоначальников маржинализма И. Г. фон Тюнен, А. Маршалл все время ссылается на идеи У.С. Джевонса, иногда даже не называя их автора. Именно А. Маршаллу, на наш взгляд, принадлежит заслуга наиболее органичного соединения отдельных элементов классической школы и маржинализма, которое легло в основу магистрального направления современной экономической науки. В остальном А. Маршалл был не очень оригинален, заимствуя многие идеи своей книги у своих предшественников. Предметом экономической науки, с точки зрения А. Маршалла, являются те побудительные мотивы, которыми руководствуется человек в своей хозяйственной деятельности. Эти мотивы поддаются количественному измерению: сила того или иного стимула, который заставляет человека предпринять какое-то действие, равна денежной плате, необходимой, чтобы человек совершил это действие. В основном экономическая наука сосредоточивает свое внимание на поступках, мотивом которых служит собственный (эгоистический) интерес индивида, поскольку действия, продиктованные чувством долга, альтруизмом или иными мотивами, не основанными на корысти, не поддаются систематизации и количественному выражению. Человек в процессе своей жизнедеятельности должен прилагать определенные усилия, чтобы насытить свои потребности. С помощью труда индивид создает полезности, изменяя форму или структуру материи с целью лучшего ее приспособления для удовлетворения своих потребностей. В то же время в ходе потребления он уничтожает не материю, а лишь полезности. Поэтому потребление можно рассматривать как отрицательное производство. Таким образом, хозяйственная деятельность человека состоит из двух главных элементов: потребления и производства, - которые и будут нами далее рассмотрены. 2. Потребление и спрос Существует бесконечное множество потребностей, каждая из которых, однако, имеет свой предел насыщения. Это коренное свойство человеческой натуры можно сформулировать в виде закона убывающей полезности: общая полезность блага для человека возрастает вместе с каждым приращением у него запаса этого блага, но не с той же скоростью, с какой увеличивается этот запас. ............ |