Название: | Учение Анаксагора |
Просмотров: | 71 |
Раздел: | Философия |
Ссылка: | Скачать(30 KB) |
Описание: | Два столетия,протекшие с момента предсказания Фалесом Милетским солнечного затмения,действительно случившегося 28 мая 585 г.до н.э.были не только эпохой расцвета классической греческой культуры,но именно с этого отсюда берут начало основные традиции всей европейской цивилизации. В плане социально-политическом в течение этих двух столетий достигает своего наивысшего развития,а затем обнаруживает черты неотвратимого упадка политическая форма греческого города-государства.В плане геополитическом - это эпоха расцвета Афин,которые сделались общепризнанным политическим и культурным центром Эллады. Именно в это время происходит критический момент развития философии,когда Парменид впервые поставил проблему бытия - первую подлинно философскую проблему,сформулированную ясным и недвусмыленным образом:как можно мыслить бытие,если бытие это то,что есть,в отличие от того,что только кажется или является.Без всякого преувеличения можно сказать,что философская онтология(учение о бытии)- а вместе с ней и настоящая философия вообще-началась с Парменида.Даже у Гераклита философская проблематика еще очень затемнена мифопоэтической оболочкой,в которую он облекал свои учения. Но Парменид не только поставил философскую проблему бытия,но и решил ее - решил прямолинейно:"бытие есть,а небытия нет".Истинное бытие,согласно заключениям Парменида,едино,нераздельно,неизменно и неподвижно,весь же чувственно воспринимаемый мир,состоящий из множества возникающих,меняющихся и исчезающих вещей,лежит за его пределами.Для того,чтобы спасти положение,Пармениду пришлось дополнить учение об истинном бытии учением об "мнениях смертных",в котором он изложил космологическую концепцию. Но подобная двойственность не могла удовлетворить более поздних философов.К ним относились Левкипп,Эмпелокл и Анаксагор.Все они пытались найти такое решение проблемы бытия,которое снова восстановило бы единство мира,расколовшегося у Парменида на две сферы,не имевшие друг с другом ничего общего.В результате возникли три философские и одновременно естественнонаучные концепции,которые сделались классическими парадигмами для многих последующих поколений ученых,занимавшихся философией природы. Но все они,Эмпедокл,Левкипп и Анаксагор,были по духу как и философами,так и естествоипытателями.Поэтому предложенные ими решения проблемы бытия сводились к отысканию внутренней структуры чувственно воспринимаемых вещей,которая не противоречила бы требованиям,предъявлявшимся Парменидом к истинному бытию. Концепция Эмпедокла в наибольшей степени соответствовала привычным традиционным взглядам о четырех элементах,в числе которых обязательно фигурируют огонь,вода и земля,которые были известны еще в глубокой древности.Наоборот,учение Левкиппа,развитое его учеником Демокритом,было для того времени новым и абсолютно оригинальным. О жизни Анаксагора известно довольно мало,но все же больше,чем о жизни некоторых его современников и предшественников. |
|
Часть полного текста документа: Два столетия,протекшие с момента предсказания Фалесом Милетским солнечного затмения,действительно случившегося 28 мая 585 г.до н.э.были не только эпохой расцвета классической греческой культуры,но именно с этого отсюда берут начало основные традиции всей европейской цивилизации. В плане социально-политическом в течение этих двух столетий достигает своего наивысшего развития,а затем обнаруживает черты неотвратимого упадка политическая форма греческого города-государства.В плане геополитическом - это эпоха расцвета Афин,которые сделались общепризнанным политическим и культурным центром Эллады. Именно в это время происходит критический момент развития философии,когда Парменид впервые поставил проблему бытия - первую подлинно философскую проблему,сформулированную ясным и недвусмыленным образом:как можно мыслить бытие,если бытие это то,что есть,в отличие от того,что только кажется или является.Без всякого преувеличения можно сказать,что философская онтология(учение о бытии)- а вместе с ней и настоящая философия вообще-началась с Парменида.Даже у Гераклита философская проблематика еще очень затемнена мифопоэтической оболочкой,в которую он облекал свои учения. Но Парменид не только поставил философскую проблему бытия,но и решил ее - решил прямолинейно:"бытие есть,а небытия нет".Истинное бытие,согласно заключениям Парменида,едино,нераздельно,неизменно и неподвижно,весь же чувственно воспринимаемый мир,состоящий из множества возникающих,меняющихся и исчезающих вещей,лежит за его пределами.Для того,чтобы спасти положение,Пармениду пришлось дополнить учение об истинном бытии учением об "мнениях смертных",в котором он изложил космологическую концепцию. Но подобная двойственность не могла удовлетворить более поздних философов.К ним относились Левкипп,Эмпелокл и Анаксагор.Все они пытались найти такое решение проблемы бытия,которое снова восстановило бы единство мира,расколовшегося у Парменида на две сферы,не имевшие друг с другом ничего общего.В результате возникли три философские и одновременно естественнонаучные концепции,которые сделались классическими парадигмами для многих последующих поколений ученых,занимавшихся философией природы. Но все они,Эмпедокл,Левкипп и Анаксагор,были по духу как и философами,так и естествоипытателями.Поэтому предложенные ими решения проблемы бытия сводились к отысканию внутренней структуры чувственно воспринимаемых вещей,которая не противоречила бы требованиям,предъявлявшимся Парменидом к истинному бытию. Концепция Эмпедокла в наибольшей степени соответствовала привычным традиционным взглядам о четырех элементах,в числе которых обязательно фигурируют огонь,вода и земля,которые были известны еще в глубокой древности.Наоборот,учение Левкиппа,развитое его учеником Демокритом,было для того времени новым и абсолютно оригинальным. О жизни Анаксагора известно довольно мало,но все же больше,чем о жизни некоторых его современников и предшественников. Анаксагор родился около 500 г. до н.э. в Клазоменах - небольшом,но в то время процветавшем приморском городке малоазийской Ионии.Отец Анаксагора,Гегесибул,был зажиточным человеком,оставившем после своей смерти значительное состояние.Однако у Анаксагора уже в раннем возрасте пробуждается страстный интерес к научным изысканиям и абсолютное равнодушие к любой практической деятельности.Поэтому он уже в скоре уступает полученное им в наследство имущество ближайшим родственникам,а сам покидает Клазомены и отправляется странствовать.Неизвестно,совершил ли он,подобно Демокриту,поездки в страны Ближнего Востока,но в какое-то время Анаксагор появляется в Афинах и там обосновывается. Переезд Анаксагора в Афины связан с глубокими историко-культурны- ми последствиями:он символизировал перенесение ионийской учености на аттическую почву.Афины,бывшие до этого родиной государственных деятелей,полководцев,обрели,наконец,первого крупного философа.Анаксагора можно считать основоположником афинской философской школы,давшей в последствии миру многих блестящих мыслителей,таких как Платон и Аристотель. Несмотря на то,что Анаксагор не обладал правами афинских граждан,он вскоре занимает значительное место в духовной элите города,чему несомненно способствовала дружба с вождем демократической партии Периклом,в дальнейшем ставшим фактическим правителем афинской республики. Многие источники называют Перикла учеником Анаксагора,Прямое ученичество вряд ли могло иметь здесь место,но можно считать несомненным,что Перикл уважал Анаксагора и прислушивался к его мнениям и советам. К концу 30-х годов Vв.до н.э.,когда положение Перикла в качестве главы государства стало менее прочным,его политические противники возбудили судебные преследования лиц,которые были к нему близки,в том числе и Анаксагора.Анаксагор обвинялся в безбожии и в распространении учения о небесных светилах,противоречивших традиционным религиозным представлениям.Философу грозит смертный приговор;при содействии Перикла он тайно покидает Афины. Последние годы Анаксагор проводит в Лампсаке- богатом торговом городе на берегу Геллеспонта.Умер он в 428г. ............ |