Часть полного текста документа:Учение Даниила Заточника о верховной власти. Традиции русской политической мысли домонгольского периода нашли свое выражение в произведении, приписываемом Даниилу Заточнику и появившемуся в период феодальной раздробленности. По-видимому, в конце XII или начале XIII в., когда центры русской политической жизни переместились из Южной Руси в Северо-Восточную. Слух о завоевательных походах монгольского государства уже распространился по русским землям, и страх перед этим событием выражен Даниилом в словах: "Не дай же, Господи, в полон земли нашей языком (народом. -- Н. 3.), не знающим Бога". Произведение Даниила выражало тенденции, направленные на укрепление великокняжеской власти, способной преодолеть внутренние раздоры и подготовить страну к обороне от завоевателей. Даниил принадлежал к привилегированным кругам, но его личная судьба сложилась неудачно, и ему пришлось испытать на себе немилость правителя. Он упоминает о потере своего состояния: "...не ста обилие посреде дома моего" -- и исчезла возможность ставить трапезу перед друзьями: "зане не постав- лях перед ними трапезу с многоразличными брашны". В другом случае он также говорит о нищете, постигшей его, как о событии, разрушившем его прежнее состояние: "рассыпался живот мой, яко же Хананейских царь буест, и покры мя нищета, яко Черное море фараона". Вполне возможно, что Даниил совершил какие- то проступки и познал суровую княжескую немилость, связанную с переменой сословного состояния, потому что оказался он в великой нужде, печали и "под рабским ярмом", а может быть, даже и при ограничении личной свободы (в Соловецком списке "Моления" указывается, что Даниил "седяше заточен на Беде озере"). Перемена сословного состояния позволила ему глубже понять современную социально-политическую действительность, сплетая личную судьбу с судьбой своей земли. Центральной политической идеей произведения, его стержнем служит образ великого князя. Он явно идеализирован в традициях, разработанных в русской политической литературе. Князь привлекателен внешне ("глас сладок", а "образ красен"), он милостив (рука его всегда "простерта на подаяние убогим"). Управление князя крепко и справедливо ("дуб крепок множеством корения, тако и град наш твоею державою"). Князь выступает как верховный глава всем своим людям ("кораблю глава кормник, а ты, князь, людом своим"); если его власть организована плохо и в державе отсутствуют порядок и управление, а, напротив, существует "безнарядие",-- в этом случае и сильное государство может погибнуть, поэтому важно не только верховенство князя, но и хорошо организованное управление (" град наш крепится основанием"). В духе традиций русской политической мысли Даниил последовательно проводит мысль о необходимости князю иметь при себе "думцев" и опираться на их Совет (Думу). Советники должны быть умны и справедливы и всегда действовать по закону ("правде"), а князю необходимо уметь их выбирать. Не обязательно привлекать только старых и опытных, ибо дело не в возрасте и опыте, а в уме. Сам автор "юн возраст" имеет, но зато обладает "старым смыслом". Эти положения со всей очевидностью показывают, что форма власти у Даниила близка к идеалу Мономаха: великий князь решает дела с мудрыми советниками, и такой порядок укрепляет "грады и полки" и "державы". ............ |