Часть полного текста документа: Реферат по дисциплине: "История экономических учений" на тему: "Учение Франсуа Кенэ" Введение В XVII веке во Франции, несмотря на значительное развитие промышленности, продолжала оставаться аграрной страной. Гнет феодальных повинностей усиливался. Упадок сельского хозяйства достиг своего предела. Тяжелое положение крестьянства вызвало крупные крестьянские волнения. Финансы страны находились катастрофическом состоянии. Производительные силы пришли в глубокое противоречие с феодальными производственными отношениями. Быстро назревали предпосылки буржуазной революции. В борьбе против феодального строя буржуазия вдвинула своих идеологов, идеи которых одно из первых мест занимал Ф.Кенэ - основоположник и глава школы физиократов. Франсуа Кенэ был всесторонне образованным человеком с широкими научными интересами. Ему принадлежит ряд работ в области медицины и биологии. Вопросами политической экономии он стал заниматься в возрасте 60 лет. В "Энциклопедии", издававшейся Дидро и Д'Аламбером, были помещены его первые статьи на экономически темы: "Фермеры" и "Зерно". В 1759 году вышло в свет главное и наиболее выдающееся произведение Кенэ - "Экономическая таблица". Созданная Кенэ и развития его последователями система физиократов "...является первой систематической концепцией капиталистического производства". Она отражала капитализм недостаточно развитый, только что вышедший из недр феодал ильного общества. Поэтому буржуазное мировоззрение в учении физиократов имел еще феодальную оболочку. Взгляды Франсуа Кенэ Физиократы выступили с решительно критикой меркантилизма. В противоположность меркантилистам, сосредоточившим свое внимание на анализе явлений в сере обращения, физиократы совершили поворот от анализа обращения к анализу производства. Они перенесли исследование вопроса о происхождении прибавочного продукта из сферы обращения в сферу производства. В этом состоит главная научная заслуга физиократов. Но они ограничили сферу производства лишь рамки сельского хозяйства. Метод естественных наук, перенесенный У.Петти в политическую экономию, получил дальнейшее развитие у Кенэ. Он выдвинул концепцию "естественного порядка", исходящую из признания определенных объектных законов не только в природе, но и в общественной жизни. "Естественный порядок", под которым Кенэ понимал буржуазный строй, предполагал развитие экономики на основе свободной конкуренции, стихийно игры рыночных цен, исключающей вмешательство государства. Признание того, что экономическое развитие представляет собой естественный процесс, подчиненный определенным законам, не зависящим от воли людей, является бесспорным научным достижением физиократов. Однако метафизический подход к явлениям общественной жизни привел их к отождествлению законов природы с законами развития общества. Последние рассматривались ими как неисторические, вечные законы. Поэтому капиталистическую форму производства они считали естественной и вечной формой производства. Кенэ выдвинул учение об эквивалентности обмена. Он доказывал, что "обмен или торговля не порождают богатств, совершение обмена ничего, стало быть, не производит", и объяснял это тем, что в сфере обмена, в условиях свободной конкуренции происходит обмен равновеликих стоимостей, которыми товары обладают еще до того, как они поступают на рынок. ............ |