Часть полного текста документа:Учение Карла Маркса (1818 - 1883) и рождение современной радикальной политической экономии И. В. Розмаинский Основная работа: "Капитал" ["Das Kapital"] /в 3 томах/ (1867, 1885, 1894) Заслуга немецкого философа и экономиста К. Маркса заключается в не только в разработке им оригинального учения (которое, впрочем, вписывается в стандарты экономической науки на II стадии ее развития), но и в том, что его работы стали точкой отсчета для современной радикальной политической экономии (XX века)1[1] (рассмотрение которой, впрочем, выходит за рамки курса истории экономического анализа вводного и промежуточного уровней). Кроме того, его экономическая теория послужила в XX веке одной из составляющих общественной идеологии социалистических стран с плановым хозяйством, таким образом, внеся вклад в коренные изменения как экономической, так и общей истории человечества в данном столетии. На основании всего этого учение К. Маркса (несмотря на большое количество ошибок) заслуживает того, чтобы рассматривать его в рамках отдельной темы. 1. Особенности методологии экономического анализа К.Маркса Экономический анализ К.Маркса основан на диалектической философии Г.Гегеля, что проявляется в следующих двух особенностях его методологии. а) Согласно К.Марксу, общество - это саморазвивающаяся система, динамика которого определяется состоянием и развитием "способа производства". Способ производства - это сочетание имеющихся в настоящий момент количества и качества труда и средств производства ("производительных сил") и "производственных отношений" (рабовладельца и раба, капиталиста и наемного рабочего, и т.д.). Существует три типа способов производства или общественно-экономических формаций, последовательно сменяющих друг друга: докапиталистический строй (включающий такие разновидности, как первобытное общество, восточный и античный типы рабовладельческого общества, феодализм), капиталистический строй и послекапиталистический строй. Смена одного общественного устройства другим всегда происходит насильственно и обуславливается нарастающими противоречиями, внутренне присущими каждому из этих устройств, кроме социализма. Например, "основным противоречием капитализма" (современного для К. Маркса способа производства) является противоречие между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения продуктов труда. По мнению К. Маркса, капитализм посредством "пролетарской революции" (революции "под руководством рабочего класса") должен был быть заменен на коммунистический строй, в котором основное противоречие капитализма (да и другие его "язвы" - безработица, нищета и проч.) отсутствуют. Теория смены типов общественно-экономических формаций является вариацией на тему теории саморазвития абсолютной идеи Г.Гегеля. К. Маркс лишь "материализовал" диалектику Г. Гегеля, поставив в основу социальных явлений не "мировой дух" ("идею"), а материалистически обусловленный способ производства. б) К. Маркс вслед за Г. Гегелем полагал, что в основе явлений, которые наблюдаются повседневно, лежат особые "сущности", "субстанции". Не зная ничего о "субстанциях", мы не можем объяснить соответствующие явления, которые являются формой проявления этих "субстанций". Так, например, цена товара - "форма проявления" его ценности, т.е. ............ |