Часть полного текста документа: В течение длительного исторического периода огромное влияние на становление философской проблематики в буддизме оказывали брахманистские религиозно-философские школы. Несмотря на ряд сходств между этими двумя течениями, развитие основных философских идей буддизма сопровождалось постоянной полемикой и критикой основных положений брахманизма. Буддизм возник в середине первого тысячелетия до н. э. русле неортодоксального направления религиозной мысли. Это означало, что буддизм занял индифферентную позицию по отношению к ведам - своду древнейших текстов, по праву считающемуся духовной основой индийской культуры. Если брахманистская религиозно-филлософская традиция утвердила ведийское Слово в качестве высшего критерия и придерживалась абсолютного авторитета вед, то буддийская традиция не связывала себя с ведами и не разделяла базовых установок брахманистской ортодоксии. Идеология брахманизма в "свернутом виде" выражена формулой эквивалентности атмана и брахмана, т.е. сущностное тождество индивидуальной психической субстанции и субстанции духовно-космической. Опираясь на непререкаемый авторитет вед, большинство брахманистских систем базировались на признании вечного бытия высшей духовной субстанции, по отношению к которой индивидуальная душа в ее конкретной качественной определенности выступала лишь временным явлением. Чувственно воспринимаемый мир представлял собой одну из стадий космического духовного принципа, который в теистических системах наделялся функцией творящего начала. Религиозный идеал освобождения в индуизме предполагал обретение блаженства через отождествление индивидуального Я (ментальной субстанции) с высшим Я как космическим творящим началом. В противоположность главным положениям брахманизма буддизм выдвигает принцип анитья - анатма - духкха (невечное - не-душа -страдание), конкретизированный в учении "Четрыех благородных истинах". Это учение составляет смысловой центр, ценностное ядро буддийской религии. Таким образом, отрицая существование брахманистского центра бытия, мировой души, Брахмана, буддизм выдвигает принцип анатма -отсутствие души, как мировой, так и индивидуальной. Ортодоксальные брахманистские представления о вечной субстанциональной духовной целостности - атмане - противопоставлена в буддистской философии трактовка индивида как изменчивой во времени, непостоянной субстанциальной совокупности психофизических состояний (дхарм). И таким образом: индивид (пудгала) есть собрание пяти групп дхарм, относительно которых термин атман может употребляться метафизически, Следующее положение - анитья, согласно которому, бытие ничто иное как отвлеченное представление пустоты, и что на самом деле существуют только дробные явления, не имеющие никакой устойчивости, подвергнутые вечному изменению, а потому в мире отсутствует постоянство, стабильность. Это, согласно учению Будды, и есть величайшее из всех зол, это огонь, "пожирающий весь мир". Он говорил: "Сложное должно рано или поздно распасться, родившееся - умереть"1. "Явления исчезают одно за другим, прошедшее, настоящее и будущее уничтожаются, все преходяще, над всем закон разрушения. Быстрая река течет не возвращается, солнце безостановочно совершает свой путь, человек переходит из предшествующей жизни в настоящее, и никакие силы не в состоянии возвратить его в прошедшую жизнь. ............ |