Учение об обожении преподобного Симеона Нового Богослова
Оглавление
Введение
Глава 1. Христианское понятие обожения и его отличие от аналогичных понятий в иных религиях. Учение об обожении в Библии и его развитие у христианских авторов до XI века
§1. Христианское понятие обожения
§2. Сравнительный анализ понятия обожения в христианстве и его аналогов в иных религиях
§3. Учение об обожении в Библии
§4. Развитие учения об обожении у христианских авторов до XI века
Глава 2. Учение прп. Симеона о человеке как образе и подобии Божии и домостроительстве его спасения
§1. Человек как образ и подобие Божие. Его предназначение
§2. Грехопадение и его последствия
§3. Боговоплощение. Его значение для спасения человека и его обожения по прп. Симеону
Глава 3. Путь к обожению по прп. Симеону
§1. Значение личных усилий человека для достижения обожения Спасающее значение Божественной благодати
§2. Значение Церкви и таинств на пути к обожению
1.1 Таинство Крещения и «крещение Духом»
1.2 Таинство Евхаристии
Глава IV. Учение об обожении прп. Симеона в его характерных аспектах
§1. Учение прп. Симеона об обожении в контексте темы Божественного света
1.1 Учение о Боге, являющемся как свет
1.2 Последствия видения Божественного света для человека
§2. Вопрос о природе соединения с Богом: по сущности или по энергии?
2.1 Святоотеческие взгляды на различие сущности и энергий в Боге
2.2 Взгляды прп. Симеона на трансцендентность Бога по существу и доступности Его в энергиях
2.3 Разбор мест творений прп. Симеона, говорящих, по-видимому, о сущностном соединении с Богом
§3. «Антропология цельности» прп. Симеона Нового Богослова
§4. Учение прп. Симеона о сознательном характере обожения и о необходимости достижения обожения еще в земной жизни
4.1 Учение о сознательном характере приобщения благодати
4.2 Учение о том, что обожение начинается в настоящей жизни
4.3 «Эсхатология» обожения
Заключение
Список литературы
Введение
«Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Мф. 13,43). В комментарии на эти слова Господа Иисуса Христа, характеризующие состояние праведников в будущем веке, блаженный Феофилакт Болгарский говорит: «просияют как солнце» - поелику Солнце правды есть Христос, то праведники просветятся тогда подобно Христу, ибо говорится, что они будут как боги[1]. Можно видеть, что блаж. Феофилакт относит эти слова к будущему состоянию обожения праведников, которое будет даровано им как плод искупительного подвига Иисуса Христа. Такое толкование не случайно. Можно привести множество мест Священного Писания, которые Отцы объясняли именно в русле христианского учения об обожении человека.
Учение об обожении, основанное на Священном Писании, было учением Церкви во все времена. Оно не было только плодом богословских домыслов и отвлеченных умозрений о Боге. Для Отцов Церкви обожение, по выражению одного исследователя, – не идея, не теория, не догма, а прежде всего – факт их внутренней жизни. На этом факте, как на незыблемом фундаменте, они базировались во всех тех случаях, когда им приходилось решать спорные вопросы своего времени. ............