Часть полного текста документа:МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.В.ЛОМОНОСОВА УЧЕНИЕ ГЕРБЕРТА СПЕНСЕРА ОБ ЭВОЛЮЦИИ. Реферат по философии студента ? курса ? фа- культета ? кафедры Иванова Москва 1996 - 2 - Герберт Спенсер (1820-1903) - английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма, основатель "органической" школы в социологии. Сначала несколько слов о позитивизме. Позитивизм ратует за конкретные научные исследования, но утверждает непознаваемую сущность явлений. Собственно, филосфская позиция утверждающая скрытость ноуменов для познающего субъекта называется феномено- логизмом. Позитивизм же предполагает реальность опытных данных и возможность исследователя влять на ход событий, заявляя ис- тинность лишь положительных формулировок. Другими словами, от- рицательный ответ об истинности какой-либо модели, полученный в опыте, - для позитивиста не ответ. Постановка опыта должна предполагать разумные выводы относительно модели при любом ис- ходе событий. Позитивизм Спенсера - агностицизм и феноменологизм в вопросах философии мировоззрения плюс стихийно материалистический подход к наукам. Вот, например как Спенсер ставит вопрос о соотношении религии и науки. Основной постулат здесь: "знание не может мо- нополизировать сознание" - пишет он в своих "Основных Началах" об основаниях широкого распространения верований. О науке Спен- - 3 - сер говорит так: "наука - высшее развитие общественного знания; бессмысленность предрассудка направленного против нее в том, что, отвергая науку, можно отвергнуть с ней и все знание". Нельзя сказать, где кончаются указания здравого смысла и начи- наются обобщения науки. Практика - убедительное свидетельство ее истинности. Если же и религия, и наука имеют основания в действительном положении вещей, то между ними должно существо- вать основное согласие. Наиболее отвлеченная истина в религии и таковая в науке должны быть тем, в чем обе стороны согласны. Это есть конечный факт нашего познания. Главная установка философии - примирить веру и знание на почве агностицизма. Признание невозможности ответа на основной вопрос бытия ни со стороны науки, ни со стороны религии примиряет их. В конечном счете познание исчерпывается феноменологией. По мне- нию Спенсера, сфера познаваемого - проявление неведомой абсо- лютной силы, поэтому наиболее общие истины из области общей фи- лософии, должны формулироваться в понятиях вещества, энергии, движения, силы. Таким образом, мы подошли к главному для фило- софии Спенсера вопросу об эволюционизме, его месте в теории систем и в спенсеровской "органической теории общества". Обращаясь к изложению философии Спенсера Г.Коллинзом, далее мы будем придерживаться последовательного рассмотрения постулатов Спенсера об эволюции, в той или иной степени оформляющихся в законченые идеи. - 4 - 1. "Повсюду, в общем и частном, перераспределяется материя и движение." 2. "Это перераспределение - эволюция, когда преобладают интег- рация материи и рассеяние движения; - разложение, когда - пог- лощение движения и дезынтеграция материи." То, что Спенсер здесь называет эволюцией близко к понятию са- моорганизации в современной физике и биологии. ............ |