Часть полного текста документа:Учет операций связанных со снижением рисков неплатежей со стороны контрагентов Галина Ермолова, ведущий специалист Российское законодательство предусматривает ряд мер, направленных на предотвращение либо ослабление негативных последствий от неисполнения обязательств со стороны контрагентов: поручительство, банковская гарантия, аккредитив. В статье рассмотрен порядок отражения в учете организации таких сделок. Каждая организация стремиться разработать и внедрить в своей деятельности эффективную систему управления дебиторской задолженностью, для оптимального снижения ее уровня, и доведения рисков сомнительной и безнадежной задолженности до нуля. Действительной мерой в этом направлении является, в том числе, обеспечение договорной работы компании, с учетом специфики ее деятельности и особенностей взаимоотношений с контрагентами. Заключая сделку, организация должна быть уверена в том, что другая сторона выполнит свои обязательства надлежащим образом и в полном объеме. С этой целью она вправе требовать от контрагента определенных гарантий, обеспечивающих защиту ее финансовых интересов. Российское законодательство предусматривает ряд мер, направленных на предотвращение либо ослабление негативных последствий, которые могут наступить в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) должником своих обязательств. В их число входит обеспечение исполнения договорных обязательств с помощью поручительства, банковской гарантии, аккредитивной формой расчетов. Как юридически грамотно оформлять эти обязательства, нами было подробно рассмотрено в статье "Снижаем риски неплатежей со стороны контрагентов", которая была опубликована в предыдущем номере журнала "Тюменский бухгалтер". В настоящем материале предлагаем обратить внимание на порядок отражения этих обязательств в учете организаций - различных сторон участников сделки. И так, банковская гарантия - это обязательство банка заплатить кредитору своего клиента заранее определенную сумму (ст. 368 ГК РФ). Учет банковской гарантии. Предоставление гарантии является банковской операцией (п. 8 ст. 5 Закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности"). Значит, затраты на оплату такой услуги фирмы могут учесть при расчете налога на прибыль. Проблемы могут возникнуть при определении вида издержек. Как правило, затраты на услуги банков включаются либо в состав прочих, либо в состав внереализационных расходов (пп. 25 п. 1 ст. 264, пп. 15 п. 1 ст. 265 НК РФ). Выбор конкретной статьи зависит от того, есть непосредственная связь между банковской услугой и производственным процессом в организации или такой связи нет. Однако предоставление банковской гарантии - услуга особого рода. Довольно часто фирмы обращаются за гарантией, когда собираются покупать какие-нибудь материальные ценности. В некоторых случаях Налоговый кодекс РФ также требует, чтобы расходы, связанные с приобретением имущества, учитывались в его первоначальной стоимости. В бухгалтерском же учете комиссионное вознаграждение банку, выдавшему гарантию, считается расходом, связанным с приобретением имущества. Если такие затраты имели место до того, как ценности были оприходованы, то их сумма включается в фактическую себестоимость товаров или в первоначальную стоимость основного средства (п. ............ |