Часть полного текста документа: Содержание Введение. 3 Глава I. Темперамент как психологическая категория. 5 1. Общее представление о темпераменте. 5 1.1 Типы темпераментов. 5 1.1.1 Холерик. 6 1.1.2 Сангвиник. 7 1.1.3 Флегматик. 9 1.1.4 Меланхолик. 10 1.2 Какой темперамент лучше? 11 2. Концепции и теории темперамента. 12 2.1 Ранние теории темперамента. 12 2.2 Некоторые зарубежные подходы к анализу сущности темперамента. 14 2.3 Теория И.П.Павлова. 15 2.4 Основные свойства нервной системы по Б.М.Теплову и В.Д.Небылицину. 20 2.5 Концепция темперамента В.М.Русалова. 24 Глава II. Возрастные особенности темперамента младшего школьника. 31 1. Возрастные изменения темперамента. 31 2. Особенности проявления темперамента у младших школьников. 36 2.1 Сангвиник 36 2.2 Холерик 37 2.3 Флегматик 38 2.4 Меланхолик 39 3. Учет темпераментальных особенностей младших школьников в учебно-воспитательной работе. 40 3.1 Учебно-воспитательная работа с сангвиниками. 40 3.2 Учебно-воспитательная работа с холериками. 41 3.3 Учебно-воспитательная работа с флегматиками. 43 3.4 Учебно-воспитательная работа с меланхоликами. 45 4. Психолого-педагогические рекомендации для проведения урока с учетом особенностей темперамента младших школьников. 47 Список использованной литературы. 52 Введение. Одна из заметных тенденций нашего времени - это признание важности человеческой личности. Пристальное внимание и учет "человеческого фактора" наблюдается во всех сферах, так как без этого в настоящее время ничего сделать нельзя. Итак, если в прошлые эпохи человек чаще всего воспринимался как винтик общества, государства и т.п., то теперь набирает силу подход, согласно которому необходим индивидуальный подход к человеку во всех сферах: в бизнесе, на производстве и, конечно, в образовании. Этого требует время, с его суперсложными технологиями, с обилием информации и пр. Нужны не винтики, не послушные исполнители, а самостоятельные и зрелые личности. В деле создания условий для становления и развития таких личностей очень многое может и должно сделать образование, в частности начальное образование. Проблема индивидуального подхода в обучении разрабатывается в отечественной науке давно, однако, сейчас актуальность таких исследований особенно велика в связи с указанными выше обстоятельствами. Учет индивидуальных особенностей учащихся необходим в отношении различных сторон его личности, в том числе в отношении темпераментальных особенностей детей. Темперамент - это сочетание индивидуально-психологических особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоционально-волновую стороны ее поведения и деятельности. Большинство ученых едины в мнении, что темперамент - это врожденная характеристика, а значит его изменить нельзя. И поэтому, тем более важно учитывать темперамент ребенка в учебно - воспитательной работе с ним. Ребенка можно уподобить цветку, которому для того, чтобы расцвести нужно создать необходимые условия, учитывающие особенности этого цветка. Если не учитывать темперамент ребенка в учебно-воспитательном процессе, то ребенку будет сложнее расцвести, труднее раскрыть особенности таланты своей личности. Вот почему, тема изучения особенностей темперамента младших школьников очень важна для учителей начальной школы, актуальна для них. ............ |