Часть полного текста документа:Учимся читать древние тексты Валерий РЫЖОВ, историк, Ферзиково, Калужская область Рассказ о событиях, которые привели к Троянской войне, содержится в "Киприях". Повествование этот источник начинает издалека: отягощенная избытком людей Земля обратилась за помощью к Зевсу, который решил облегчить ее участь, вызвав кровопролитные войны. Сначала был поход семерых царей против Фив, затем - Троянская война. Здесь же повествуется о свадьбе царя Фтии Пелея и морской богини Фетиды, "яблоке раздора" и суде Париса. Далее следует рассказ о похищении Парисом Елены и начале Троянской войны, сборе царей, неудачной попытке Одиссея притвориться безумным. Не зная пути в Трою, ахейцы по ошибке приплыли в Мисию, лежавшую южнее. Они начали разорять окрестности города Тевфрании, и вскоре им пришлось сразиться с сыном Геракла Телефом, пришедшим на его защиту. Телеф был ранен Ахиллом в бедро, но успеха греки не добились. После битвы буря отбросила союзные корабли обратно к Греции. При этом Ахиллес оказался на острове Скирос, где женился на дочери местного царя. А согласно "Илиаде" Ахилл попадает на Скирос по пути в Трою, причем он захватывает этот остров и грабит его. Во второй раз греки собрались в поход через 8 лет после первого и через 10 лет после похищения Елены. Возможен он стал только после прибытия в Грецию Телефа, рана которого не заживала. Герою было предсказано, что вылечить его может только нанесший удар Ахилл, и за свое исцеление он согласился стать проводником ахейцев к берегам Трои. Кстати, мало кто из читателей обращает внимание на то обстоятельство, что Ахиллес - герой скорее отрицательный,чем положительный: ведь он раскалывает единство ахейцев и является виновником многих бед и неудач. Более того, многие античные и византийские историки вообще не считают его эллином. Лев Диакон Калойский в "Истории", ссылаясь на Флавия Арриана, пишет: "Пелеев сын Ахилл был родом скиф из небольшого города Мирмикиона, стоявшего близ озера Меотиса (Азовское море), и уже после, изгнанный скифами за необузданность, жестокость и высокомерие духа, он поселился в Фессалии. Ясным доказательством этому служат покрой его плаща с пряжкой, привычка сражаться пешим, светло-русые волосы, голубые глаза, безусловная отвага, вспыльчивость и жестокость". Далее Лев Диакон называет Ахилла тавроскифом. Еще во времена Овидия на рубеже новой эры Северное Причерноморье называлось Ахилловой землей. Описывая события русско-византийской войны Лев Диакон сообщает о трупосожжении в войске Святослава Игоревича и говорит, что русские "приняли... эти эллинские таинства от товарищей Ахилла". Да и Гомер, описывая этого героя, постоянно подчеркивает: "не стригущий власов", "длиннокудрый" - это характерная черта в описании северных "варваров" у греческих, а позже и у римских авторов. Очень популярный сюжет об Ифигении не входит в "Киприи" и известен по трагедии Еврипида "Ифигения в Авлиде": греческий флот не может тронуться с места из-за неблагоприятных ветров. Агамемнону мстит Артемида: он застрелил на охоте священную лань этой богини и похвалялся, что лучше ее стреляет из лука. За это он должен принести в жертву свою дочь. Однако с алтаря Артемида похищает Ифигению, заменяя ее ланью. Царь Трои Приам предстает перед читателями в образе почтенного старца, который пользуется неизменным уважением как у друзей, так и у врагов. ............ |