Удовлетворенность браком молодых супругов, посещающих и не посещающих церковь
Введение
Как показывают социологические исследования, традиционный институт семьи переживает сейчас некоторый кризис, связанный с изменением содержания брачно-семейных отношений. Сегодня на смену традиционной модели семьи и официально регистрируемому браку приходят новые формы брака: пробный брак, брак не на всю жизнь. Изменилась и структура семьи. Одним из главных отличительных качеств брачно-семейных отношений в последние десятилетия становится так называемая нуклеаризация семьи. В отличие от патриархальной семьи, где совместное проживание трех-четырех поколений считалось нормой, на сегодняшний день такой нормой стала нуклеарная семья, состоящая из одного ядра: родители и дети. С одной стороны, нуклеарная семья предполагает более простую структуру отношений. Но, с другой – в такой семье резко возрастает бытовая и психологическая нагрузка, выпадающая на супругов: многочисленные обязанности по ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей, организации досуга осуществляются только мужем и женой, что влечет их взаимозависимость и связанность. Вследствие этого повышается личная ответственность каждого члена семьи, увеличивается разнообразие выполняемых семейных ролей, зачастую не традиционных для мужчины и женщины. Мужчины, как известно, не очень стремятся разделить с женщиной обязанности по дому, они проявляют сравнительно слабую активность в весьма трудоемком занятии – воспитании своих детей. Чем больше разрыв в нагрузке между мужем и женой, тем меньше супруги удовлетворены браком. Нежелание мужчины взять на себя часть повседневных забот приводит к формированию конфликтной ситуации, к нарастанию неудовлетворенности женщины своим браком, что в свою очередь может привести супругов к решению о разводе. Можно выделить общие черты, свойственные современным семьям и являющие собой ряд социальных проблем: падение рождаемости, усложнение межличностных отношений супругов, рост разводов. Вместе с тем в большинстве работ, посвященных семье, она рассматривается как относительно закрытая система, имеющая слабую связь с окружающими институтами и организациями. Причины этого в том, что семья веками была само собой разумеющейся ценностью, и, к примеру, у института церкви не было особой нужды заострять внимание на этой теме. Лишь когда сам институт семьи стал разрушаться, церковь стала активно осмыслять свое учение о браке.
Сегодня и государство, и церковь заинтересованы в возрождении и увеличении крепких, благополучных молодых семей, которые бы воспитывали своих детей и прививали новому поколению такие качества как: взаимопонимание, доброжелательность, внимательность и участие друг в друге и в жизни своей страны, готовность прийти на помощь. Для того чтобы молодежь могла гармонично строить свои взаимоотношения в будущем браке, ей необходимо знать особенности психологии общения, межличностных отношений в современной семье. Обо всём этом молодым людям нужно терпеливо и доходчиво рассказывать. Проблема удовлетворенности браком молодых супругов посещающих и не посещающих церковь актуальна, в связи с тем, что церковь как социальный институт, может оказывать значительное воздействие на молодую семью, через применение таких технологий как проповедь, беседа и т.д. ............