Удовольствие или правда?
Стремится ли человек в своем познании к удовольствию? Гедонисты и утилитаристы отвечают на этот вопрос положительно. Для первых удовольствие является тилосом человеческой жизни, а это значит, что все усилия человека в конечном итоге сводятся к нему, если отказаться от иллюзий. Для вторых, по крайней мере сначала, удовольствие завуалировано понятием польза. Но последняя понимается все равно через удовольствие, счастье или счастье для максимально возможного числа людей ... Оба учения эмоционально сореентированы и считают, что поправде и все люди сореентированы эмоционально. Очевидно, что для тех кто уже стоит на этой позиции, в вопросе не возникает сомнений. Но как быть с другими? И как быть с истиной?
Ницше писал: “Человек не стремится к счастью, англичанин стремится!” Здесь англичанин употребляется в смысле утилитарист, т.к. в современном Ницше окружении идеи утилитаризма исходили от Англичан, которым понравилось учение Бентама и Милла, а также их предшественника Хьюма, и еще раньше Хобса, рассматривавшего человека как животное или ограниченную механистическую единицу, регулируемую всецело инстинктами и внешними стимуляторами.
Так как имеются разные позиции на эту тему, ее следует проэкзаменовать, т.е. проверить, как все обстоит на самом деле. Нетрудно заметить, что приятное действительно притягивает нас часто, и в этих случаях мы выбираем дом поуютнее, общество поприятнее, пищу повкуснее, одежду поудобнее. Но как быть со случаями иного характера, т.е. когда мы делаем все совершенно наоборот? Например: когда удобный дом стоит слишком дорого, или находится в районе нездорового климата или популяции, не соответствующей нашему уровню морали или верованиям и т.п.; как быть, если приятная на вид женщина, имеет дурной характер, а собеседник с приятными манерами, оказывается глуп; как быть, когда вкусная пища не соответствует способностям нашего желудка переварить ее, и нам грозит расстройство здоровья при ее употреблении, как предостерегает доктор; когда удобная и красивая одежда вызывает дурное отношение к нам со стороны людей, не имеющих ничего, кроме лохмотьев, и потому смотрящих на нас с укором? Во всех этих случаях и миллионах аналогичных им, мы часто выбираем неприятное. Если учитывать первый класс случаев, то не следует забывать и о втором. Тогда можно сказать, что мы стремимся как к приятному, так и к неприятному. И выходит Ницше прав, говоря, что лишь одна группа людей стимулируется счастьем, т.е. та группа, которая уже ментально настроена на такую аксиологию. Именно те люди будут стараться спорить, что если я отказываюсь от вкусной пищи, я делаю это не на основании принципа, а на основании эмоциональном, т.е. боясь неприятных последствий приятных занятий в настоящем; а когда я принимаю горькое лекарство, я бросаюсь к непритному сейчас, чтобы потом находиться в более приятном телесном состоянии. Т.е. они спорят, что, обладая умом и воображением, я всегда использую эти два для результирующего удовольствия, пусть и пройдя долгий путь перед тем как того удовольствия достигнуть.
Проблема видится лишь в том, что иногда этот путь , который они прослеживают до достижения удовольствия, того или иного рода, мерцающего на горизонте приманкой для всех их действий, оказывается уж слишком долог и извилист. ............