Традиция украшать одежду и предметы быта вышивкой в Украине насчитывает столетия. Древние летописи и результаты археологических раскопок говорят о том, что вышивали на территории современной Украины еще с тех времен, когда она не была единым государством. Великий Геродот в своих трудах писал о том, что одежда у скифов была украшена вышивкой. О том, что руссы носили вышитую одежду, говорил и путешественник-араб в Х веке н. э. Очень жаль, что до наших дней сохранились образцы украинской вышивки, созданные лишь в последние века. Но по элементам орнаментов и символике четко видно, что история вышивки и украинского орнамента берет начало в период трипольской культуры, неолита.
Цветовая гамма и особенности орнамента вышивки зависели от местности, в которой жили те или иные племена, от обычаев и культурных ценностей. Над вышивкой трудились женщины. С древних времен секреты мастерства передавались от поколения к поколению. И каждая мастерица старалась в совершенстве овладеть техникой вышивки, не только для того чтобы просто уметь хорошо вышивать, а и для того чтобы внести свою неповторимую нотку в узор или цветовую гумму рисунка.
С древних времен в вышивке изображали символы разных культур и культов. Но со временем символичность стала терять свою конкретику, а вышивка стала носить более разносторонний характер. Появились новые стили и рисунки вышивки.
По формам орнамента вышивку можно условно поделить на три группы: геометрическую, растительную и зооморфную (животную).
Вся славянская мифология отмечена вышитыми орнаментами с геометрическим рисунком. Сейчас, конечно, сложно представить, с чем у наших древних предков ассоциировались ромбы и кружочки, треугольники и зигзаги, прямые линии и крестики. Но, к сегодняшнему дню на основе геометрических фигур в вышивке появились новые элементы: «бараньи рожки», «кудряшки», «гребешки» и т. д. А из трипольской культуры нам достались «безконечники», что говорит о том, что этот вид орнамента гораздо старше знаменитого греческого меандра. А вот узор под названием «рожи», представляющий собой звездочки или розетки, и показывает переход от геометрического орнамента на растительный орнамент. Иногда розетки напоминают солнце и отходящие от него лучи.
Мотивы вышивки с растительным орнаментом говорят о том, что наши предки хотели перенести в свою жизнь красоту природы. Так, часто встречаются узоры с реально существующими растениями: виноградная лоза, шишки хмеля, листья дуба, гроздья рябины и т. д. Многие растительные мотивы были не просто узорами на ткани, а символам определенного культа или поверья. Поэтому их часто наносили на ритуальные одежды. Например, да наших дней используется символ «древа жизни», который на вышивке изображается как сплетение ветвей с листьями.
Для зооморфной вышивки характерно изображение лошадей, лягушек, зайцев. Изображали также птиц и насекомых: петуха, сову, голубя, кукушку, мух, бабочек, пауков и жуков с крыльями. Причем, в изображении животных и птиц в вышивке не было определенного канона. Каждая мастерица вышивала их в своей неповторимой манере и цветовой гамме. Однако традиции требовали сохранения некоторых общих черт, например, волчих зубов, чешуек рыбы и бараньих рожек.
И все-таки вышивки разных регионов во многом отличаются друг от друга. ............