Часть полного текста документа:Умай и Дзерасса - богини-сестры В конце скифской эпохи наследие скифо-сибирской культурной общности было усвоено и развито в различных условиях сарматами и, затем, аланами в Европе, гуннами и, затем, тюрками в Центральной Азии и Южной Сибири. В духовной культуре алан и тюрков в эпоху средневековья не могли не отразиться, конечно, трансформированные в новых условиях, элементы духовного наследия своих далеких предшественников - скифов. Как отмечал Н.К. Рерих, единственным источником, способным дать в крупных объемах какие-либо новые материалы по изучению мировоззрения далеких предков современного евразийского населения, остается лишь археология. Именно археологические раскопки в последнее время и предоставили некоторые новые и интересные сведения, несомненно, связанные с религиозными воззрениями средневековых кочевников Евразии и позволяющие проследить их еще более глубинные истоки. В 1985 г. на р. Абакан в составе могильника Койбалы нами был раскопан курган, содержавший погребение по обряду трупоположения в деревянном гробу в глубокой могильной яме в сопровождении шкуры коня. По особенностям конструкции, обряду погребения и инвентарю курган был датирован автором концом VIII - началом IХ вв. и отнесен к какой-то группе группе тюрков - уйгурам или пришедшей из-за Саян группе населения из Тувы. В числе других вещей в погребении были обнаружены две одинаковые, выполненные из золота и серебра, миниатюрные скульптурки женщин, застывших в статичных позах с чашами в руках, которые удерживаются на уровне верхней части живота. Обе женщины имеют нимб округлой формы над головой, расправленные крылья и загнутый назад хвост птицы. Изображения богато украшены сканью и имеют по четыре шарика, укрепленных по краям изображений на серебряных проволочках. На тыльной стороне изображений прикреплены скобы из толстой серебряной проволоки, с помощью которых они продевались в уши. Серьги сопровождались также выполненными из золота и серебра ромбовидными подвесками со стилизованными изображениями трилистника - символа плодородия и долголетия. В рунических текстах имеются упоминания о таком мифологическом персонаже древних тюрков, как богиня Умай. В фольклоре современных тюрков Сибири сложился ее облик в виде красивой женщины с золотыми крыльями, спускающейся с неба. В дохристианских культах Умай являлась покровительницей детей и матерей, богиней плодородия. В древнетюркское время, вероятно, функции культа Умай были еще шире. Судя по руническим надписям, она в определенных случаях являлась покровительницей и знатных людей обоего пола. Непременная принадлежность Умай - небольшая чашечка, где в освященном молоке помещались души детей. Во время болезни ребенка из такой чашечки производили обрядовое кормление Умай. Эти обычаи напрямую происходят от общетюркского представления о ритуальной роли чаши, часто сопровождавшей изображения людей древнетюркского времени. Истоки данных представлений своими корнями уходят в скифское время, где, судя по сочинениям Геродота, чаша почиталась, как имевшая небесное происхождение. Учитывая общий образ птицы найденных вещей, канонические позы женщин, получившие широкое отражение в каменных изваяниях, а также сопроводительные элементы, такие, как чаша и трилистник - символ плодородия и благополучия, мы можем уверенно считать эти предметы изображениями богини Умай. ............ |