Часть полного текста документа:Умеют ли дети любить себя? А. В. Меренков В начале 1999 года в газетах и по телевидению прошла информация о гибели трех девочек 13-14 лет. Они добровольно расстались с жизнью будто бы из-за несчастной любви. Такие примеры не единичны. Подростки часто безразлично относятся не только к своей жизни, но и к своему здоровью, увлекаясь спиртными напитками, курением, а то и наркотиками. Попытки изменить их поведение рассказами о последствиях вредных привычек нередко оканчиваются неудачей. Почему же возникает столь характерное для них такое безразличие к своему здоровью, к будущей жизни? Чаще всего психологи пытаются объяснить это состояние тем, что дети живут только настоящим и не способны представить то, что их ждет через несколько лет. Отмечается также потребность в познании нового, необычного. К тому же запретный плод особенно сладок, что когда-то, как говорит Библия, и привело первых людей к грехопадению. Опыт повседневного общения с детьми 10-17 лет на уроках экспериментального курса "Я и мир моей любви" (гимназия N 207) наводит на ряд размышлений по поводу ценности для ребенка его жизни и здоровья. В программе специально предусмотрена тема: "Как я люблю себя". На первый взгляд, сама постановка вопроса несколько необычна, поскольку традиционно в семье, школе ведется речь о проявлении любви к родителям, людям, своей стране. Эмоционально-чувственное отношение к себе обычно обозначается таким негативным понятием, как эгоизм. С раннего детства дети слышат о том, что нельзя думать только о себе и стремиться любой ценой реализовать личные потребности. Надо научиться жить интересами коллектива, больших общностей, подчиняя им свои индивидуальные желания. В этом жестком противопоставлении личного и группового, общественного и индивидуального кроется одна, на наш взгляд, важная причина того, что дети, подростки почти ничего не знают о другой, неэгоистической форме любви к себе. Более того, как показывают опросы учащихся, им практически ни дома, ни в школе никто даже не говорит о том, какой бывает любовь к природе, различным людям, а также к самому себе. Возникает странный парадокс: дети специально изучают на уроках устройство живой клетки, события, которые происходили много веков назад, но практически ничего не узнают о том, как работают их чувства, почему люди сердятся или восхищаются чем-то и каким образом можно регулировать психические переживания. В этом также, на наш взгляд, кроется причина того, что дети и подростки практически безоружны при столкновении с различными стихийными процессами, которые происходят в их психике. Они не обучены управлять своими эмоциями, чувствами, разумом и в итоге нередко оказываются жертвами неконтролируемых процессов в собственном организме. Поэтому, на наш взгляд, каждый человек в подростковом возрасте должен приобрести те знания и практические навыки, которые помогут ему в какой-то мере освоить, может быть, самую сложную науку: науку преодоления негативных переживаний и умножения переживаний позитивных. Может быть, тогда уменьшится число спонтанных, принятых подростками под влиянием тягостных состояний, решений по поводу своей жизни, здоровья, будущего?.. Изучение особенностей функционирования чувственно-эмоциональной сферы привело нас к выводу, что существует особая система взаимосвязанных между собой переживаний, направленных как на разрушение, так и на созидание человеческих ценностей. Прежде всего следует уточнить место и роль эмоций и чувств в жизнедеятельности живого организма. ............ |