Часть полного текста документа:КГТУ им. А.Н.Туполева Кафедра философии. Реферат на тему: "Умозаключения по аналогии в математике и физике" Выполнил: студент 4 факультета группы №4113 КГТУ им А.Н. Туполева Бужин Юрий. ICQ number: (257333541) mailto:larry-lamer@mail.ru Казань 2003 г. Содержание. 1. Предисловие. 2. Введение. 3. Схема умозаключения по аналогии. 4. Свернутые аналогий. 5. Аналогия свойств и аналогия отношений. 6. Аналогия как сходство несходного. 7. Вероятность выводов по аналогии. 8. Аналогия в искусстве. 9. Умозаключение по аналогии в математике и физике. 10. Аналогия в историческом исследовании. 11. Характерные ошибки (заключение) 12. Список использованной литературы. Предисловие. В реферате привлекается материал из различных теоретических дисциплин - философии, социологии, психологии, истории, а так же точных и практичных дисциплин - математика, физика. Весь представленный материал в данном реферате, не, что иное, как индуктивные рассуждения. Автор приносит глубокую благодарность Бужину Юрию Михайловичу за помощь в работе. Автор. Введение. Существует интересный способ рассуждения, требующий не только ума, но и богатого воображения, исполненный поэтического полета, но не дающий твердого знания, а нередко и просто вводящий в заблуждение. Этот очень популярный способ - умозаключение по аналогии. Ребенок видит в зоопарке маленькую обезьянку и просит родителей купить ему этого "человечка в шубе", чтобы дома можно было играть и разговаривать с ним. Ребенок убежден, что обезьяна - это человек, но только в шубе, что она умеет, подобно человеку, играть и разговаривать. Откуда это убеждение? По внешнему виду, мимике, жестам обезьяна напоминает человека. Ребенку кажется, что с нею, как и с человеком, можно играть и говорить. Познакомившись с журналистом, мы узнаем, что этот интеллигентный, широко образованный человек свободно говорит по-английски, по-немецки и по-французски. Встретив затем другого журналиста, интеллигентного, образованного, хорошо владеющего английским и немецким языками, мы можем не удержаться от искушения и спросить, не говорит ли он и по-французски. Схема умозаключения по аналогии. В обоих случаях рассуждение идет по одной и той же схеме. Сопоставляются два объекта и оказывается, что они сходны в каких-то своих признаках. Из этого делается вывод, что их сходство распространяется и на другие, еще не рассматривавшиеся признаки. При таком рассуждении знание, полученное из рассмотрения одного предмета, переносится на другой менее изученный предмет. Это и есть умозаключение по аналогии. Такое умозаключение по ходу мысли, по логической структуре очень простое. Ставший уже классическим пример о жизни на Марсе особенно наглядно демонстрирует эту простоту. Сторонники гипотезы о возможности жизни на Марсе рассуждают так. Между Марсом и Землей много общего: это две расположенные рядом планеты Солнечной системы, на обеих есть вода и атмосфера, не очень существенно различается температура на их поверхности и т.д. На Земле имеется жизнь. Поскольку Марс очень похож на Землю с точки зрения условий, необходимых для существования живого, значит, и на Марсе, по всей вероятности, есть жизнь. Этот пример подчеркивает принципиальную особенность умозаключения по аналогии: оно не дает достоверного знания. ............ |