Часть полного текста документа:Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию Московский Государственный Индустриальный Университет (МГИУ) Р Е Ф Е Р А Т По дисциплине: "История науки и техники" "Уникальные отливки "ДИКОВИНКИ"" Группа: Студент: Преподаватель: Москва 2000 Металлы подают укрепление и красоту важнейшим вещам в обществе потребным... М. В. Ломоносов "Слово о пользе химии" ОТЛИВКА В ОТЛИВКЕ Подлинное мастерство художника или умельца отличается от умения кустаря его беспредельностью и своеобразной внешней легкостью. Нередки случаи, когда творчество мастера граничит с дерзостью, с поразительной виртуозностью. Вырезанные умельцем Востока из кости последовательно друг в друге шары, картины армянского умельца на маковом зерне, выкованный русским кузнецом тончайший цветок из стали и подкованная блоха - это не только развлечение или средство удивлять неискушенных, но и стремление раздвинуть границы возможного в творческом труде. Литейщики по своей природе, по характеру труда - художники, которым также не чуждо желание превзойти эти границы. Все выдающиеся отливки мира были заметными этапами в истории литья. Но не каждому литейщику - истинному умельцу огненной профессии - было дано лить Царь-колокол или открывать новый сплав. Настоящий мастер находил себя и в малых формах. Примером литья "диковинок" может быть отливка грузинского мастера I тысячелетия до н. э. из обычной для того времени бронзы (клад Б. А. Кухтина). Это небольшая рукоять для какого-то особого копья или инструмента. Судя по форме, по литым геометрическим фигурам на остове, мастер был импровизатором и выполнял многое в отливке без предварительного рисунка или образца, по наитию. Рукоять представляет собой остов квадратного сечения, на двух противоположных гранях его отлиты различной формы углубления без особой строгости в размерах, положении и размещении. На одной из этих граней расположены извилистые углубленные линии, изображающие, по-видимому, змею. Верхняя часть остова разветвляется на три доли и переходит в своеобразное навершие или захват для ручки. Литой рисунок детали рукояти не свидетельствует о большом мастерстве литейщика в графике и живописи. Многие изделия того периода, а иногда и гораздо более ранних времен, стоят неизмеримо выше по художественности их орнаментовки, по литым изображениям и т. п. Быть может такая небрежность - нарочитый прием мастера, чтобы не отвлекать от главной идеи его творения. Нижняя часть остова имеет коническое расширение, а ее полая часть в разрезе напоминает контуры восьмерки. Внутри полой части находится самостоятельная отливка - стерженек с круглой головкой. В полой части рукояти выполнены треугольные отверстия при помощи специальных выступов формы, следы которой в виде треугольных углублений видны и на головке стерженька. Тщательный осмотр углублений в отливке, а также химический анализ металла и металлографические исследования обеих частей рукояти, выполненные академиком Груз. CСP Ф. Н. Товадзе и его сотрудниками, свидетельствуют о том, что обе детали рукояти отлиты заодно: отливка в отливке. В этом устройстве отливки и заключается ее "хитроумие". Нужно было обладать большим мастерством и изобретательностью, чтобы заодно получить две отливки, расположенных одна в одной, причем так, чтобы внутренняя свободно вращалась в наружной. ............ |