Федеральное агентство по образованию
Новосибирский государственный университет экономики и управления
Кафедра управления
Контрольная работа
по дисциплине хозяйственное право
Новосибирск
2010
Оглавление
3. Государственные предприятия как субъекты хозяйственного права
13. Признаки монопольной и ограниченной хозяйственной практики по российскому законодательству
Решение задач
Список использованной литературы и источников
3. Государственные предприятия как субъекты хозяйственного права
За унитарными предприятиями утвердилась репутация "переходной формы", поскольку они замыкают перечень коммерческих организаций в Гражданском кодексе РФ, и в будущем термин "предприятие" должен окончательно переместиться в раздел об объектах гражданских прав (ст. 132 ГК РФ). Унитарные предприятия являются уникальным видом юридических лиц, не встречающимся в законодательстве иностранных государств. Они представляют собой своеобразный инструмент для ограничения ответственности собственника (государства или муниципального образования) за результаты предпринимательской деятельности объемом имущества, выделенного в хозяйственное ведение учрежденному предприятию, аналогично тому, как гражданин может зарегистрировать хозяйственное общество, чтобы ограничить свою ответственность только имуществом, внесенным в его уставный капитал.
В зарубежных странах существуют разные формы правовой организации государственных предприятий. Например, в Германии - это торговые товарищества, во Франции - национальные общества; их акции (доли) полностью принадлежат государству, иногда в качестве акционеров выступают другие государственные предприятия.
Отечественные унитарные предприятия могут быть основаны на одном из ограниченных вещных прав: праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления. Праву хозяйственного ведения соответствует предприятие как особый вид субъекта права. Право оперативного управления исторически появилось раньше, чем право хозяйственного ведения, его концепция была разработана в СССР в 40-е гг. ХХ в. для эффективного управления государственной собственностью. Оперативное управление значительно уже по содержанию, чем право собственности и право хозяйственного ведения, его субъектами являются казенные предприятия и учреждения.
В России сейчас насчитывается, по разным оценкам, от 10 до 13 тыс. государственных унитарных предприятий. Зачастую они управляются недостаточно эффективно. Поэтому государственная политика направлена на сужение самостоятельности унитарных предприятий. Конечной целью является исключение права хозяйственного ведения из отечественного законодательства и закрепление неприватизированного государственного имущества на праве оперативного управления.
Унитарные предприятия имеют ограниченную (целевую) правоспособность, они не могут самостоятельно распоряжаться недвижимым имуществом, как и совершать многие другие сделки. Известно, что "никто не может передать другому больше прав, чем имеет сам". Но деятельность государственных предприятий искажает классические постулаты и конструкции цивилистики. Конструкция "предприятия" как юридического лица - несобственника, находящегося под полным контролем учредителя, не отвечающего по его долгам, противоречит потребностям рынка.
Термин "унитарное" (от лат. ............