ВВЕДЕНИЕ
Лес — огромное национальное богатство и пользоваться богатствами «зеленого океана» надо разумно, по-хозяйски, стремясь не только к получению максимального экономического и экологического эффекта, но и их сохранению и приумножению.
К сожалению, за последние десятилетия произошло сокращение лесного покрова планеты из-за расчистки лесных площадей под сельскохозяйственное пользование, а также чрезмерных рубок в ряде обширных регионов. Наблюдается ослабление и гибель лесов в результате загрязнения окружающей среды и пожаров.
В условиях нарастающего кризиса, когда за счет бурного развития промышленности и урбанизации идет заметное потепление климата, накопление углекислого газа в атмосфере, мировая общественность поднимает голос в защиту зеленого покрова Земли, и прежде всего лесов.
Территория лесного фонда является объектом ведения лесного хозяйства. Лесное хозяйство — отрасль материального производства, занимающаяся главным образом и побочным пользованием леса, его воспроизводством, ведением охотничьего хозяйства, проведением мероприятий по сохранению и усилению «невесомых» полезностей леса и другими видами деятельности, связанными с лесом и охраной окружающей среды. Лесное хозяйство в нашей стране ведется в разнообразных лесорастительных зонах.
Поскольку леса России занимают четвертую часть всех лесов планеты, удельный вес в средообразующих процессах на Земле весьма высок; они имеют огромное значение для обеспечения экологической безопасности и устойчивости социально-экономического развития нашей страны и всего мирового сообщества.
Довольно длительное время (с 01.01.1999 г. по 01.01.2005 г.) система налогов и сборов предусматривала взимание лесного налога. В существующей налоговой системе этот налог отсутствует. Многочисленные дискуссии о природе платежей за использование лесных ресурсов привели к тому, что их вывели из состава налогов и сборов, регулируемых Налоговым кодексом. Лесные платежи в настоящее время регулируются Лесным кодексом. При этом понятие "лесные платежи" заменено понятием "плата за пользование лесными участками" (ст. 73 ЛК РФ), или "арендная плата".
По сути, лесные платежи имеют разветвленную структуру и являются, с одной стороны, разновидностью налога на использование природных ресурсов, а с другой стороны, представляют собой сборы за лесопользование.
В пользу признания лесных платежей как налоговых относится и следующее положение: в НК РФ установлены отдельные виды налогов, водный налог, налог за пользование природными ресурсами, такой как, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и др. НДПИ и платежи за пользование лесными ресурсами по сути своей являются экономически однородными, но каждый из них имеет свои особенности, определяемые природой объекта налогообложения, главным образом, тем, что один из ресурсов является невозобновляемым (полезные ископаемые), а другой (лесные ресурсы) - возобновляемым.
Поэтому в 1997 году Правительством РФ был принят Лесной кодекс Российской Федерации. Очевиден тот факт, что лесные ресурсы могут существенно влиять на экономику как минимум 40 субъектов Российской Федерации, а это не только доходы от платежей за лесопользование, но и возможность развития всех промышленных циклов, т.е. ............