Управление дебиторской задолженностью
Успешно вести бизнес и не предоставлять коммерческие кредиты практически невозможно в силу объективных причин: высокой конкуренции, дефицита денежных средств и пр. Тем не менее предприятие должно стремиться снижать уровень дебиторской задолженности и повышать ее оборачиваемость, чтобы обезопасить себя от потери ликвидности.
Управление дебиторской задолженностью требует особого внимания, поскольку находится на стыке юриспруденции и управления финансами.
Этапы управления дебиторской задолженностью
Дебиторская задолженность относится к высоколиквидным активам предприятия, обладающим повышенным риском. Большой объем просроченной и безнадежной дебиторской задолженности существенно увеличивает затраты на обслуживание заемного капитала, повышает издержки организации и как следствие отрицательно сказывается на финансовой устойчивости предприятия, увеличивая риск финансовых потерь. В то же время эффективно организованные денежные потоки являются важнейшим признаком "финансового здоровья" предприятия.
Зачастую причиной высокого уровня дебиторской задолженности становится абсолютное незнание предприятием своих контрагентов. В результате предприятие, имея деньги, не может рассчитаться по своим обязательствам, оказываясь на пороге кризиса.
В условиях кризиса компания должна пересмотреть работу по следующим направлениям управления кредиторской задолженностью:
1. Формирование кредитной политики предприятия.
2. Знакомство с клиентом.
3. Планирование дебиторской задолженности.
4. Оформление договорных отношений.
5. Исполнение своих обязательств.
6. Контроль исполнения обязательств клиентом.
7. Досудебное урегулирование спора.
8. Рассмотрение спора в суде.
9. Исполнительное производство.
Формирование кредитной политики
Устанавливая политику кредитования покупателей продукции, предприятие должно определиться по таким ключевым вопросам, как:
· срок кредита (чаще всего в компании существует несколько типовых договоров, предусматривающих предельный срок оплаты продукции);
· стандарты кредитоспособности (критерии, по которым оценивается финансовая состоятельность клиента и вытекающие отсюда варианты оплаты);
· система скидок;
· процедуры взаимодействия с покупателем в случае нарушения условий оплаты.
При формировании кредитной политики также необходимо определить предельно допустимый размер дебиторской задолженности как в целом для предприятия, так и по каждому клиенту (кредитный лимит). Каких-то универсальных правил в данном случае не существует. Каждое предприятие самостоятельно определяет для себя эти цифры, ориентируясь, в первую очередь, на свою стратегию. Например, стратегия, направленная на завоевание новых рынков сбыта, предполагает больший размер дебиторской задолженности, нежели стратегия удержания рынка.
Не стоит забывать о том, что как бы ни была эффективна кредитная политика предприятия, в ходе взаимодействия компании с покупателями не исключаются всевозможные накладки, поэтому предприятие должно обязательно организовать систему контроля за исполнением покупателями платежной дисциплины (иными словами проводить мониторинг дебиторов). ............