Часть полного текста документа:Управление образовательным процессом как социальная технология С.В. Бобрышов, Н.В. Колосова Анализируется понятие "управление" с позиций выявления его сущности, функционального состава, условий эффективности реализации. Рассмотрены вопросы управления образовательным процессом как педагогической системой. Изучение проблемы управления образовательным процессом, на первом этапе предполагает уточнение термина "управление" как базового понятия и особенностей его контекстного употребления в классическом и педагогическом менеджменте. Анализ зарубежной литературы по проблемам управления показывает, что исследователи в одних и тех же ситуациях пользуются как термином "управление", так и термином "менеджмент", вкладывая в них почти идентичную смысловую нагрузку (М. Альберт, М. Мескон, Ф. Хедоури, В. Зигерт, Л. Ланг, М. Вудкок, Д. Френсис и др.). Этот факт позволяет говорить об определенной синонимичности данных понятий и обуславливает правомерность их равнозначного анализа. Подходы, сложившиеся в рамках классической теории управления, предлагают различные определения "управления". Так, М. Альберт, М. Мескон, Ф. Хедоури управление трактуют как "процесс планирования, организации, мотивации, контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации" [9]. Интересна и точка зрения П. Друкера, который управление рассматривает как особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу". По его мнению управление как таковое является стимулирующим элементом социальных изменений и примером значительных социальных перемен. В. Зигерт, Л. Ланг, работая с понятием "менеджмент", включают в него методы и тактику управления предприятием и организацией, "самоуправление" и "саморегуляцию", а также работу с целями. В конечном итоге они приходят к выводу, что менеджмент - это "такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнять поставленные задачи гуманным, экономным и рациональным путем" [5]. По определению М. Вудкока и Д. Френсиса менеджмент - это одна из самых сложных областей человеческой деятельности, где проявляются персонифицированные отношения людей, объединенных трудовым процессом [3]. Анализируя теорию и практику американского менеджмента, А.В. Попов предлагает свой взгляд на его сущностные основания, согласно которому менеджмент в функциональном плане определяется как процесс, посредством которого группа сотрудничающих людей направляет свои действия к общим целям. По его мнению менеджмент представляет собой одну из форм управления: управление "социально-экономическими процессами посредством и в рамках предпринимательской корпорации или акционерной компании" [1]. Термин же "управление", с его точки зрения более объемный и широкий. Е.П. Тонконогая, В.Г. Шипунов, Е.Н. Кишкель под управлением понимают целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации и координации деятельности в сложных динамических системах [15]. Значимы и точки зрения В.Ю. Кричевского и И.Ф. Исаева. Первый из них подчеркивает, что управление -это процесс воздействия субъекта управления на его объект; взаимодействие управляющей и управляемой подсистем; согласование общих целей, задач, действий между подчиненными и руководителями, как субъект -субъектные отношения. ............ |