Управление развитием региона
Оглавление
Введение. 3
1. Уровни государственного регулирования. 6
1.1 Значение проблемы развития муниципальной экономики. 6
1.2 Местные финансы как основа территориального развития. 10
1.3 Состояние малого и среднего бизнеса, как индикатор уровня развития региона 12
1.3.1 Состояние малого предпринимательства в Российской Федерации. 12
1.3.2 Состояние малого предпринимательства в Ивановской области. 15
2. Факторы стратегического планирования регионального развития на примере Ивановской области. 18
2.1 Проблемы управления развитием в Ивановской области. 18
2.1.1 Региональная экономическая и административная специфика. 18
2.1.2 Экономическая база неналоговых поступлений в бюджеты субъектов РФ 26
2.2 Демографический и этнический аспекты в развитии региона. 28
Заключение. 34
Литература. 36
Введение
Одним из ключевых способов обеспечения развития территория является стимулирование их экономического развития. Базовым методом такого стимулирования в России традиционно является госрегулирование.
Государственное регулирование экономики имеет долгую историю. Практика здесь опережает теорию. В период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей.
Меркантилисты 17 века - пионеры нормативной экономической теории - писали о том, что только детальное руководство со стороны правительства способно обеспечить порядок в хозяйственной сфере. Они видели в государственном руководстве средство, обеспечивающее социальную справедливость. [10]
С переходом к капитализму, свободной конкуренции многие заповеди меркантилистов канули в Лету. Подход основоположников классической экономики (18 век), лимитировавших государственное вмешательство в хозяйственную жизнь, имеет историческое объяснение. Ведь к тому времени вершителями судеб в экономике стали рынок и свобода выбора. В экономическом смысле свобода предполагает две главных составляющих: защищенное законом право частной собственности и самостоятельность принятия решений. В 18 - 19 веках экономическая роль государства сводилась, в основном, к охране этих первичных прав. 20 век был ознаменован почти повсеместным укреплением экономического присутствия государства.
Со второй половины 19 века национальное производство достигло невиданных ранее масштабов. Конец века связан со взрывом, скачком в научно - техническом развитии и появлением ряда новых отраслей, т. е. углублением общественного разделения труда. Все эти обстоятельства порождали потребность в координации, в поддержании пропорций на макроуровне, в антициклическом регулировании.
Началось наступление на рынок со стороны монопольных структур: картелей, синдикатов, олигополий. В этих условиях для обеспечения конкуренции стали жизненно необходимы выработка антимонопольного законодательства и его применение органами государства.
Усиление государственного регулирования диктовалось целями подготовки к войнам, их ведения, поддержания обороноспособности. Разрабатывалась целая система мер, включавших принудительное картелирование (Германия), протекционизм (Япония). ............