Кудайбердиев Т.К.
Проректор по развитию образования региона
ИПКиПГСРО, г. Караганда.
Управление развитием содержания регионального образования
(современная казахстанская модель образования)
Мақала педагогикалық үрдістің және жүйенің нәтижелерін терең ойлап, оның қалыптасу жолдарын іздеуге, жетілдіруге және дамытуға арналған. Терең ойлаудың негізгі нәтижесі қазіргі заманғы қазақстандық білім беру моделінің ерекшеліктері, оның аймақтық білім беру жүйесінде жүзеге асу жолдарын іздеу болжамы болды. Қазіргі заманғы қазақстандық білім беру жобалары аймақтық білім беруді дамыту бағдарламасы мазмұнының негізіне енеді.
This article is devoted to understanding the results of pedagogical processes and systems to find ways of development, improvement and development. The main result of reflection and the search was the hypothesis (assumption) about the features of the modern Kazakh model of education, and ways of its implementation in the regional education system. Draft modern Kazakhstani model of education was the basis for a regional program of development of educational content.
Генеральной стратегией развития системы образования РК является подготовка к введению 12-летнего компетентностно-ориентированного образования [1], или другими словами говоря, создание современной казахстанской модели образования для устойчивого развития государства. На слайде №1 схематично показана логика реализации данной стратегии в Карагандинском области [2].
Слайд №1
По существу стратегия заявляет логику управления развитием содержания регионального образования и отражает процедуру управления качеством образования в регионе. Что означает эта логика: прежде всего, то, что качество образования не появляется внезапно. Его необходимо проектировать [3]. То есть, прежде всего, необходимо осмысление стратегий развития педагогических процессов и систем, когда на основе анализа реального состояния и современных требований создается новый облик системы. Именно новый облик системы образования становится основой теоретической модели системы педагогического мониторинга, его индикаторов и оценочных блоков, а значит и первым шагом на пути управления качеством образования.
Далее идёт очередь за процессом выявления области проблем, принятия управленческих решений по конструированию и осуществлению деятельности, в результате которой строится на практике, в реальности новая система образования.
То есть управление образовательной политикой в регионе должно включать в себя:
1. Проектирование качества образования.
2. Образовательный мониторинг.
3. Анализ собранной информации.
4. Подготовку и принятие управленческого решения.
Мы начали осмысление состояния регионального образования с анализа стратегий развития педагогических процессов и систем, предлагаемых в Республике, как ответ на вызовы времени. Наш вывод - стратегические направления развития системы образования РК направлены на разработку содержания [4]:
1. Компетентностно-ориентированного образования.
2 Профилизации и профессионализации образования.
3 Элитарного образования (гимназической и лицейской компоненты содержания образования, школ для одарённых детей). ............