Управленческие технологии строительства оформились в 1918—1930. В эти годы в США утвердился «золотой стандарт» организации крупной стройплощадки, включавший в себя и управление ресурсами, и учет тех самых ресурсов – разумеется, бумажный. Задачи, которые не могли решить тогдашние инженеры; задачи, и сегодня кажущиеся фантастикой, решали организаторы и управленцы.
Управленческие технологии строительства оформились в 1918—1930. В эти годы в США утвердился «золотой стандарт» организации крупной стройплощадки, включавший в себя и управление ресурсами, и учет тех самых ресурсов – разумеется, бумажный. Задачи, которые не могли решить тогдашние инженеры; задачи, и сегодня кажущиеся фантастикой, решали организаторы и управленцы.
Пример. Вам поручено выстроить под ключ 30-этажное офисное здание внутри плотной исторической застройки. Срок – 24 месяца. Вам разрешено, помимо площади застройки, «прихватить» по два метра земли с каждой стороны. Больше и не получится: сзади, слева и справа – исторические здания, спереди – оживленная улица. Не то что склад материалов, даже складской вагончик некуда приткнуть. Недопустим какой-либо ущерб соседним домам. Нельзя шуметь по ночам. Категорически запрещено перекрывать улицу. А одной только конструкционной стали надо завезти 12 тысяч тонн, и на ее монтаж отведено всего три месяца. И это только начало – общий вес здания превышает 30 тысяч тонн. И как будто этого мало, вот новая вводная: все эти тонны Вы должны доставить на площадку, не используя автотранспорт. Потому что на дворе – 1896 год, автомобиль еще в младенчестве. Тем не менее, в 1899 первое в мире здание, вышедшее на отметку 30 этажей – нью-йоркский Park Row – принял первых арендаторов. Здание стоит по сей день.
Масштаб подобных строек изменил организацию учета. Прежде всего, основной массив ежедневного учета и оперативная отчетность были выведены из головной конторы генподрядчика на площадку — в штабной вагончик руководителя проекта (который, как правило, стоял не на земле, а на шестиметровом помосте над улицей, а по мере готовности переезжал внутрь строящегося здания). Причина тому была простая – большой ежедневный объем документации, как доставляемой на площадку извне (счета, накладные), так и создаваемой на площадке (табели учета рабочего времени).
Замечание. Скрупулезное отношение американцев к учету рабочих часов и минут было вовсе не бухгалтерской прихотью.
Во-первых, конечно же, табель был основанием для справедливого начисления и выплаты зарплаты собственным рабочим. Угроза забастовки прекрасно дисциплинировала работодателей!
Во-вторых, уже в 1920-е годы американские работодатели платили обязательную страховку от несчастных случаев на производстве. Рыночные страховые ставки (в процентах от оплаты труда) зависели и от профессии рабочего, и от места работы (от 4% для маляра на внутренних работах до 30% для монтажников-высотников). Потому в табеле фиксировались не только приход-уход, но и перемещения сотрудников с участка на участок (скажем, с внутренних работ на наружные и обратно). Что самое интересное — так поступали даже крупнейшие подрядчики — владельцы кэптивных страховых компаний.
В-третьих, на площадке работали не только свои рабочие, но и рабочие субподрядчиков, оплачиваемых «от затрат» (фактически — от отработанного времени). ............