Часть полного текста документа:Упрощение налогообложения малого бизнеса Хамраев А.А. Сложность исчисления отдельных видов налогов и их большое количество усложняют предпринимательскую деятельность. Но в настоящее время представляется невозможным сокращение количества взимаемых налогов до одного или двух. Реальным может быть упрощение налогообложения для определенных субъектов предпринимательства или для некоторых видов деятельности, ими осуществляемой. Особый интерес вызывает упрощение системы учета доходов физических лиц в Республике Башкортостан, где были введены "социальные номера" для всех налогоплательщиков, позволяющие намного упростить подачу деклараций, а в дальнейшем, возможно, и вовсе упразднить декларирование доходов. Это также способствует улучшению контроля за поступлением налогов со стороны налоговых органов. Реальные шаги по снижению количества местных налогов и сборов были предприняты с введением на территории Российской Федерации налога с продаж, призванного заменить некоторые местные налоги, сумма поступлений от которых была неадекватна затратам на их сбор. Однако в регионах налог с продаж часто вводится не "вместо", а дополнительно к существующим налогам. Налог с продаж относится к категории налогов субъектов Российской Федерация. В настоящее время уже более половины субъектов России ввели налог с продаж. В числе первых этот налог по ставке 3 % был введен в Республике Татарстан. С 1 октября 1998 года налог с продаж в размере 5 % в действие ввела и Челябинская область. В Республике Башкортостан Указом Президента от 7 июля 1998 года с 10 августа 1998 года также был введен налог с продаж, взимаемый по ставке 5 % от стоимости реализованных товаров (работ, услуг), т.е. с товарооборота. Однако данный указ не отменил существующие местные налоги и сборы, а ввел дополнительный налог, тем самым увеличив налоговую нагрузку на предприятия и предпринимателей. Закон Республики Башкортостан от 21 декабря 1998 года закрепил применение налога с продаж. Это позволило упростить систему местного налогообложения, и решением сессии Уфимского городского Совета РБ от 17 декабря 1998 года были внесены изменения в Положение по местным налогам и сборам: с 1 января 1999 года на территории г. Уфа отменены семь из десяти местных налогов и сборов. Очевидна социальная направленность взимания налога с продаж путем перекладывания налогового бремени на состоятельных граждан. Суммы платежей по данному налогу должны зачисляться в бюджеты субъектов Российской Федерации и в местные бюджеты в размере, соответственно, 40 % и 60 % и направляться на социальные нужды. Введение налога с продаж позволило привлечь в региональные и местные бюджеты, "страдающие" от недостатка "живых" денег, дополнительные денежные средства. Это связано с тем, что взимается он с розничного и оптового товарооборота, совершаемого за наличный расчет, в то время как местные налоги чаще всего погашались путем проведения взаимозачетов задолженностей через администрации городов и районов, либо, как в Республике Башкортостан, республиканскими налоговыми обязательствами, рыночная стоимость которых гораздо ниже номинала. Но введение налога с продаж - это далеко не первая попытка правительства упростить систему налогообложения. ............ |